Пандемия коронавируса резко увеличила востребованность стабильной сотовой связи и быстрого мобильного интернета. Россияне были вынуждены перенести все свои «жизненные процессы» в режим онлайн: от учебы и работы до покупок и оплаты коммунальных услуг. Как телеком-отрасль смогла адаптироваться к новым условиям и каковы будут основные тренды в развитии мобильной связи в России в 2021 году — рассказал гендиректор Tele2 Сергей Эмдин.
— Этот год был странным и непредсказуемым, но ситуация в телеком-отрасли сложилась значительно лучше, чем во многих других отраслях. При этом сказать, что телеком что-то выиграл в моменте, тоже нельзя, — подчеркнул Сергей Эмдин. — У нас просел ряд направлений выручки: сократились доходы от роуминга и SMS-рассылок, упростились многие сектора b2b. Пики нагрузок переместились в дачные и коттеджные поселки, малые населенные пункты. И трафик продолжает динамично перемещаться с изменением ситуации с коронавирусом, которая меняется очень быстрыми темпами. Нам в этих условиях важно продолжать строить сети и развивать услуги. Тем не менее в долгосрочной перспективе телеком-отрасль, несомненно, является бенефициаром случившегося. Огромное число россиян, которые прежде никогда не пользовались или пользовались ограниченно мобильным интернетом, будут нашими важными клиентами в ближайшие годы.
Сергей Эмдин отметил, что главной тенденцией последних месяцев стал рост data-трафика, который сопровождался сокращением числа активных SIM-карт. Люди расчетливо подошли к вопросу связи. Если раньше у многих абонентов было несколько SIM-карт для разных видов социальной и бизнес-деятельности, то сейчас количество карт сократилось максимум до двух, а трафик стал расходоваться более полно в рамках одного тарифа.
— К сожалению, в конце года мы не увидим значимого роста абонентских баз операторов мобильной связи. Тем не менее нам удалось отработать этот год как единая команда, на одной волне, не меняя своей стратегии, — отметил гендиректор Tele2. — Новых трендов не появилось, но усилились действующие. Наша задача была — быстро принять этот вызов и адаптироваться под меняющийся спрос. Многие продукты, которые были посвящены пандемии, были запущены в максимально сжатые сроки — буквально за выходные, т. к. фундамент сегодняшних продуктов и предложений создавался еще до пандемии. Не могу сказать, что компания специально готовилась к сегодняшним условиям, так как предвидеть коронакризис мы не могли, но Tele2 оказалась готова к ускоренной цифровизации.
По мнению Сергея Эмдина, в 2021 году произойдет переломный момент в работе телеком-отрасли. Люди, распробовав цифровой образ жизни, будут испытывать меньше потребностей в офлайн-офисах операторов.
— У нашей отрасли есть уникальная возможность — предоставлять полностью цифровой продукт. В этом большую роль играет технология eSIM, которая уже полтора года активно развивается в нашей стране. Уверен, в будущем году произойдет переломный момент, когда eSIM станет базовой технологией, процесс подключения будет происходить полностью в интернете. Это навсегда изменит роль офлайн-розницы в жизни операторов связи. Рынок вернется, но это будет уже совсем другой рынок, произойдет сильный сдвиг в сторону цифровой жизни. И наш продукт будет востребован, как и сейчас.
Фактически совсем скоро телеком-отрасль перестанет быть просто сферой предоставления мобильных услуг и консолидирует новые сервисы в рамках экосистем. Технической основой для предстоящих преобразований станут 4G и 5G.
— Пандемия ускорила рост трафика — на сегодня активный пользователь потребляет уже 20 гигабайтов в месяц. Космическая цифра по данным прошлых лет. Мы продолжим строить новые базовые станции, разрабатывать и продвигать собственные продукты, которые будут в духе времени и работать на базовой технологии 4G. Сегодня она приносит до 95% трафика и удовлетворяет все потребности массового сегмента. Поэтапно будет внедряться технология 5G. Создание новой инфраструктуры и станет главным вызовом всей телеком-отрасли в ближайшие годы.