Ростовской области понадобилось шесть дней после выявления первого случая COVID-19, чтобы перейти в режим тотальной изоляции. И пять месяцев, чтобы вернуться к нормальной жизни. Корреспондент 161.RU узнал у главврача центральной городской больницы Азова и завкафедрой инфекционных болезней РостГМУ, стоит ли ждать вторую волну коронавируса в Ростовской области.
28 августа в Ростовской области зафиксировали 128 новых заражений — ежедневная заболеваемость держится на этом уровне около месяца, почти не снижаясь и не увеличиваясь после всплеска в конце июля. Основным очагом эпидемии в регионе остается его столица и крупнейший город — Ростов-на-Дону.
Как считает заведующий кафедрой инфекционных заболеваний Ростовского медуниверситета (РостГМУ) профессор Юрий Амбалов, сейчас регион оказался на гребне первой волны эпидемии, поэтому вскоре заболеваемость начнет уменьшаться — вплоть до нуля. Только тогда можно будет сказать, что первая волна пройдена.
— Если так произойдет, то первая волна закончится к октябрю-ноябрю. Но есть основания и для того, что заболеваемость продолжит увеличиваться. Люди поехали в отпуска, летают самолеты, детские садики открыты, школы запустятся с 1 сентября. <...> Дальнейшее поведение вируса можно будет определить по поведению людей, — отметил Амбалов.
По мнению инфекциониста, количество контактов — ключевая причина распространения инфекции — никак не уменьшится с наступлением холодов, особенно в условиях снятых ограничений.
Главврач азовской ЦГБ Вадим Бридковский считает, что режим изоляции и другие ограничения помогли больницам снизить поток пациентов — обвал не произошел. Насколько ответственно люди соблюдали ограничения — это другой вопрос, добавил он.
Пытаясь предсказать развитие коронавирусной эпидемии, главврач ориентируется на количество случаев ОРВИ в целом — два месяца оно росло, но в последние две недели начало снижаться.
Число случаев COVID-19, вероятно, коррелирует с этим показателем, утверждает Бридковский. Но даже так спад ОРВИ может быть как двухнедельным затишьем, так и показателем пройденного пика.
— Есть ли у нас самоизоляция, которая разобщает? Нет. Есть ли у нас естественный популяционный иммунитет? Нет. Поэтому на основании чего у нас будет что-то как-то меняться — неясно. Предпосылок [к падению заболеваемости до нуля] я не вижу, — говорит Бридковский.
Вторая волна, вероятно, окажется слабее первой, считает азовский главврач, подчеркивая, что опасность — не только в возможной второй волне.
— Нам бы не допустить взрывного характера, взрывного подъема [заболеваемости при первой волне]. Представьте, если в Азове, где 80 тысяч населения, все вдруг разом заболеют в течение двух недель. Это катастрофа. Нужно бояться не второй волны. А первой, которая взорвется и сорвется с катушек. Это страшно. А вторая, третья, четвертая… Но волны затихают — в море шторм когда-то заканчивается.
По мнению же инфекциониста Амбалова, нельзя сказать, как будет выглядеть вторая волна COVID-19.
— Переболевших очень мало, защищенных очень мало. И хитрость не в самом вирусе, не в том, что мы не знаем его особенностей, — он тупее пробки, человек открывает рот, и он просто туда забирается. Он умный только в одном. Он использует человека с его странностями, манерами, замашками, — говорит Амбалов.
Как считает эксперт российского Минздрава Владимир Чуланов, заболеваемость может немного вырасти в сентябре-октябре — из-за формирования школьных и студенческих коллективов. Также на это может повлиять увеличение частоты респираторных заболеваний — в осенне-зимний период. Но точно сказать, когда будет вторая волна, — трудно. При этом вторая волна, по мнению Чуланова, будет более мягкой.
При этом Всемирная организация здравоохранения говорит о возможной второй волне распространения коронавируса. По словам генерального директора ВОЗ Тедроса Адханом Гебрейесуса, многие страны, которые думали, что худшее уже позади, сейчас сталкиваются с новыми вспышками. Страны, которые пережили первые недели пандемии без серьезных потрясений, сегодня отмечают у себя резкий рост заболеваемости и смертности.