Пожарный, который руками поймал выпрыгнувшую из окна девочку, летчик, вытащивший унесенных на льдине рыбаков, и спасатель, который услышал людей из-под завалов после взрыва в Шахтах, — настоящие герои в материале 161.RU.
«Она упала мне прямо в руки»
Андрей Новоселов работает в МЧС больше пяти лет. Он рассказал нам о пожаре, который случился в Зверево в октябре 2019 года. Тогда Новоселов руками поймал восьмилетнюю девочку, выпрыгнувшую из окна горящей квартиры.
Пожар в четырехэтажном кирпичном доме начался в ночь на 11 октября. Пожарных подняли по тревоге около половины первого. Горел дом в двух кварталах от пожарной части.
— Прибыли. На улице темнота, во дворе дома — паника. Мы выскочили и пошли на разведку. Одна из женщин сразу сообщила, что в горящей квартире находится восьмилетняя девочка, — рассказывает спасатель.
Лестницу начали разворачивать под окнами квартиры, в которой был пожар. Всё оборудование для тушения к тому моменту уже было готово, начальник караула и командир отделения пошли сквозь дым наверх.
— В этом пожаре была проблема, с которой столкнулся впервые. Обычно в горящих квартирах нет хозяев или они пьяны, например. То есть двери закрыты. Дым скапливается в помещении и выходит в окна. Поэтому спасатели могут легко войти внутрь и потушить огонь.
В тот раз всё было по-другому, говорит Новоселов. Кроме девочки, дома был ее 14-летний брат. Он проснулся и выбежал на улицу, оставив дверь открытой, поэтому дым заполнил подъезд.
— Эта квартира-трамвай, то есть длинная. Горел зал, а спальню девочки заблокировал огонь. Хорошо, что она проснулась и бросилась к окну. Начали разворачивать лестницу. Вы представляете, сколько это времени? Да, несколько минут, но когда в квартире дым, счет идет на секунды.
Чтобы спасти ребенка от удушья, Новоселов попросил девочку выбраться на подоконник. Оставалось 30–40 секунд, чтобы подвести лестницу к окну. И вдруг девочка сорвалась и полетела вниз.
— Я стоял и смотрел, как она летит. Выставил руки вперед. Девочка упала так четко, что ее ноги оказались на моей правой руке, а голова и туловище — на левой. Удивительно, что она не задела газовых труб. Приземлилась без царапинки, — рассказал спасатель.
Позже с помощью автолестницы из дома эвакуировали еще троих человек. Пожар потушили за полчаса.
«Они боялись, что оштрафуют»
Валерий Алмаев раньше служил военным летчиком. Теперь он — командир вертолета в Южном авиационно-спасательном центре. Зимой 2018 года его экипаж спас семерых рыбаков с отколовшейся льдины.
Это случилось на Манычском водохранилище. Вечером в часть сообщили, что в Веселовском районе от берега оторвало льдину и вместе с рыбаками унесло в море.
— Они оказались в паре километров от берега, — говорит Алмаев. — Даже если людей уносит на сто метров — это уже страшно. Обычно диспетчеры присылают примерные координаты, а когда мы прилетаем на место, ищем людей визуально. Как с пожарами — мы сами выбираем, с чего начать.
Спасатели вылетели на вертолете Ми-8. Как рассказывает Алмаев, рыбаков заметили, потому что они светили в воздух фонариками. Вертолет завис в 30 метрах над льдиной. Работать было сложно.
— У нас есть специальная лебедка с люлькой, с ее помощью мы сначала спускаем к потерпевшим нашего спасателя, а он цепляет к тросу по одному человеку. Поднимает их бортмеханик.
Операция длилась полчаса — очень долго, по словам Алмаева. Самые сложные маневры на вертолете — это полет на малых скоростях и зависание. Их выполняют, когда нужно кого-то поднять, спустить или набрать воду для тушения пожара. Иногда сотрудники МЧС так перевозят грузы. Летчик говорит, что это забирает много сил.
— Когда мы подняли рыбаков, они были в панике и переживали, что их оштрафуют. Но ничего с ними не было. Мы их привезли в Ростов, провели профилактическую беседу и отпустили, — смеется Алмаев.
«Я понял, что такое слушать тишину»
Владимир Шилин, 35 лет, работает в МЧС. Когда в январе 2019 года в Шахтах взорвался дом, оказался на месте одним из первых. Благодаря спасателю под завалами нашли выжившего мужчину и его двухлетнюю дочь.
Рано утром в доме № 16 на улице Хабарова в Шахтах прогремел взрыв. Шилин говорит, что на место выехали сразу все отделения расчета — обошли весь дом, эвакуировали людей. Не получилось открыть только одну дверь.
Подъехать к дому с нужной стороны мешали деревья. Подняться на нужный этаж оказалось невозможно — когда прорвало отопление, лестницу залило водой. Температура воздуха в то утро опустилась до -7 градусов.
— Дверь зажало плитой. Сначала мы хотели ее продавить, — говорит Шилин. — Если бы мы делали это настойчивее, то всё могло бы рухнуть. Поэтому я решил пойти на технический этаж.
Наверх поднялись три человека: Шилин, специалист из пожарной охраны и сотрудник спасательной бригады.
— Мы нашли проем, который по размеру был не больше входа в собачью конуру. Я пролез в него и крикнул: «Живые есть?» В этот момент я понял, как это — слушать тишину. Раздался стук — под завалами кто-то шевелился. Я сразу позвал остальных. Места было мало — до потолка можно было достать рукой, а люди были засыпаны примерно метром строительного мусора, — вспоминает Шилин. — Мы втроем начали их откапывать. В это же время под завалами закричал ребенок. У меня волосы на загривке дыбом встали. Нужно было работать быстрее.
Шилин говорит, что кинологи должны были прибыть на место взрыва через полтора часа. Пока служба ехала, спасатели разобрали обломки и нашли людей — девочку почти двух лет, завернутую в одеяло, и ее родителей. Они лежали примерно на двух квадратных метрах. Мужчину долго не могли вытащить, потому что тот кричал от боли.
— Вызвали медиков, попросили прислать самую худенькую, чтобы она могла пролезть в узкий промежуток между строительным мусором и сделать обезболивающий укол. Потом мы вынули мужчину, было тяжело, он весил около 100 килограммов. Мы несли его на вытянутых руках. А женщина к моменту, когда мы нашли их, уже умерла, — рассказывает спасатель.
Позже Шилин познакомился с мужчиной, которого вытащил из-под завалов. Его зовут Кирилл.
— Решил навестить его, апельсинов отнести, поговорить. Захожу в палату и спрашиваю: «Живые есть?» — как в тот день. Кирилл тут же крикнул: «О! Это он! Он меня нашёл!» По голосу узнал, — добавил герой. — Я спросил у него, что он чувствовал там, под завалами. А он и говорит, мол, подумал, что война началась.
МЧС спасает людей с 1990 года. В этом году службе исполнилось 30 лет.