Житель Ростова Владимир Конюхов несколько месяцев спал между этажами в подъезде, потому что однажды не смог попасть в свою квартиру, где жил 11 лет. Оказавшись в сложной ситуации, помощи у соседей он не просил. У него нет ни дома, ни работы — даже паспорта. Все могло бы оказаться еще мрачнее, если бы не внимание общественности.
161.RU встретился с Владимиром Ивановичем и узнал, как обернулась его жизнь, когда он вмиг лишился жилья. А еще выяснил, куда можно обратиться, чтобы помочь людям, оказавшимся на улице.
Историю 66-летнего Владимира Конюхова опубликовали анонимно в социальных сетях 7 февраля. В посте рассказали, что он ютится в подъезде дома в Днепровском переулке.
— Сердце разрывается при виде такого. Полгода назад этот мужчина жил у своей гражданской жены. Она умерла. Дети этой женщины выставили мужчину на улицу, а замок в квартире поменяли. Днем вижу его на рынке, вроде подрабатывает там. К вечеру приходит спать с картонкой в подъезд. Ему много раз выносили еду, предлагали одежду, но он отказывался, — написал подписчик сообщества «Ростов Главный».
В комментариях к публикации пользователи обсуждали, что можно для него сделать. В числе неравнодушных оказалась и Екатерина Найденова. Она создала специальный чат, куда добавляет новоявленных волонтеров.
— За сутки в чате собралось почти 70 человек. Мы связались с представителем Министерства труда и затем отвезли дядю Володю в центр соцпомощи в переулке Семашко, 1б. Оставили ему куртку, полотенце, термос с чаем. На следующий день приехала парикмахер, подстригла его, убрала бороду. Привели дедушку в божеский вид, — вспоминает Екатерина.
Как выяснилось, квартира, в которой жил Владимир, принадлежит младшей дочери его покойной сожительницы. Собственница жилья живет в Рязани, а ее сестра — в Ростове. Женщины, по словам Екатерины, из квартиры его не выгоняли. Они сами вышли на связь с волонтерами и помогали деньгами — и все равно получали дозу критики в свой адрес. Владелица квартиры объяснила, что после смерти мамы по счетам за квартиру накопился большой долг. Как рассказали сестры Екатерине, они предлагали Владимиру помощь со съемным жильем, но он принимать ее не захотел. Обратиться к соседям тоже — «застеснялся». Кто же все-таки заменил замок в квартире, пока неизвестно.
Между тем у Владимира Ивановича после вынужденной жизни в подъезде начались проблемы со здоровьем. Конюхова перевели в социальный центр помощи лицам без определенного места жительства на улице Амбулаторной.
В беседе с корреспондентом 161.RU Владимир Иванович рассказал, что познакомился со своей гражданской женой в 2008 году. Женщина была после аварии — ее сбила машина. Ее не стало в июне прошлого года. Первая его жена тоже умерла.
Владимир все это время работал грузчиком на рынке недалеко от дома.
— Я ходил туда даже в выходные, чтобы заработать копейку на жизнь. Ближе к этой зиме работы, можно сказать, не стало. Торговля пошла вниз из-за непогоды. Но я трудился все равно. Работа — дом, работа — дом — вот такая система. За 11 лет только один раз выбрались с женой прогуляться — на набережную, — вспоминает Владимир.
По его словам, на входной двери квартиры сначала не было замка — ее не закрывали даже на ночь. Он жил там до октября прошлого года, пока однажды не смог попасть внутрь.
— Я перебрался в соседний подъезд, потому что на ключ позже закрыли весь этаж. Жил я на лестничном пролете. Спал на картонке, еды всегда было мало. Но это все равно лучше, чем на улице: не так холодно — ни снега, ни дождя, — добавил мужчина.
За несколько месяцев он сильно натер ноги, по ним пошли волдыри. Ноги опухли настолько, что в какой-то момент у Владимира не получилось снять обувь. Пришлось разрезать ботинок маленькими ножницами, которые оказались с собой среди немногочисленных вещей из квартиры.
— Дедушка много лет живет без паспорта. Говорит, что потерял. С участковым поможем ему восстановить документы, — рассказала заведующая отделением временного проживания Елена Филоненко.
По ее словам, люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, могут пробыть в социальном центре до полугода. Важно, что находятся они там добровольно: документы оформляют только после личного заявления. Кроме того, человек может в любой момент передумать, расторгнуть договор и покинуть отделение. Постояльцы свободны в перемещении — им нужно только предупреждать персонал, как долго их не будет. Еще одно условие: если человек не возвращается в социальный центр через трое суток, его снимают с учета.
— Предположим, вы увидели на улице человека, которому негде жить. Нужно звонить в центр в переулке Семашко. Если там есть свободные места, бездомного можно привезти туда. Там ему выпишут направление на бесплатную флюорографию. Если у человека проблемы со здоровьем, его переведут к нам — на Амбулаторную. В обоих центрах по 50 коек, — добавила Филоненко.
Впрочем, оставаться в социальном центре на полгода Владимир не планирует. Он сказал, что как только получит паспорт, начнет искать работу и попробует снять жилье:
— Я по жизни не привык просить помощи. Не инвалид, с документами надеюсь работу получить. Буду пытаться.