Платить картами в автобусе, оформлять покупки в кредит за пару кликов, вести бизнес, не посещая отделение банка — всё это казалось фантастикой несколько лет назад. Сегодня — часть привычной жизни. Мы решили узнать, как цифровизация влияет на ростовскую отрасль HoReCa у владельца бара-ресторана BOOTLEGGER Христиcа Саввиди и менеджера по работе с ключевыми клиентами Ростовского отделения Сбербанка Гайка Погосяна.
— Христиc, ресторанный бизнес Ростова очень высоко конкурентный, как вы решились пойти в эту сферу?
Христис Саввиди: Восемь лет назад, когда я начинал, у меня не было четкого плана. Будучи студентом, я однажды играл в «Мафию», и мне пришла идея открыть антикафе с настольными играми. Мой брат ранее создал спорт-бар, поэтому представление об этом бизнесе уже было. Спустя четыре года мы решили расширить заведение и сменить формат: шумное антикафе превратилось в спокойный ресторан, но с более качественной кухней и напитками. У нас много постоянных клиентов, с которыми мы знакомы не первый год. Ресторан находится в центре города. Кто-то рядом учился в университете, теперь работает, но по-прежнему приходит к нам. Получается, что мы растем вместе с нашими посетителями. Я считаю, что успех ресторана во многом зависит от местоположения, его атмосферы и личности владельца — это сильно влияет на лояльность гостей.
— Безналичная оплата у вас появилась сразу?
Х.С.: Почти сразу, спустя пару месяцев после открытия. Сначала это был один известный банк, но Сбер предложил более выгодные условия обслуживания. С тех пор мы им пользуемся. Могу сказать, что безналичные формы расчетов еще более характерны для другого нашего направления — киберспорта. Там более продвинутая в плане технологий аудитория, поэтому и формы взаимодействия соответствующие. Вместе с нашими партнерами мы открыли один из самых крупных клубов в городе, где каждый желающий может попробовать свои силы.
— Гайк, как давно вы работаете в банковской сфере и взаимодействуете с бизнесом?
Гайк Погосян: Я пришел в Сбербанк практически сразу после университета. Перед поступлением в вуз набрался хорошего опыта в одном из областных информационных холдингов. Изначально не мог долго определиться, что все-таки мое: работа в СМИ или финансы. Второе победило. Однако когда стал стажироваться в казначействе, понял, что мне не хватает драйва и общения с людьми. К счастью, удалось попасть в систему Сбербанка. Сейчас о своем выборе абсолютно не жалею. Есть хорошая команда, и, самое главное, мы предлагаем понятные и актуальные продукты для бизнеса. Помимо основных банковских, у нас более 20 небанковских сервисов экосистемы для юридической поддержки, бухгалтерии, продвижения в интернете, торговли и прочих.
— Насколько активно региональный бизнес использует безналичные способы взаимодействия – рост есть?
Г. П.: Рост есть, и значительный. Почему так происходит? Государственная политика способствует тому, что предприниматели выходят из тени. Банковский сектор при этом оказывает необходимую поддержку, как активный участник процесса. Платежи становятся «белыми», официальными. Бизнесу становится проще и выгоднее пользоваться системами безналичных расчетов. К тому же сегодня даже не обязательно тратиться на POS-терминальное оборудование, чтобы вести денежные расчеты.
— Речь идет о сервисе «Плати QR»?
Г. П.: Да, он позволяет принимать безналичную оплату без терминала при помощи QR-кода. Чтобы пользоваться сервисом, продавцу достаточно иметь QR-код, а покупателю — смартфон с камерой и приложение «Сбербанк Онлайн». Сервисом могут пользоваться даже клиенты с самыми обычными телефонами без NFC-модуля, потому что для считывания QR-кода он не требуется. Это очень простой, быстрый и безопасный сервис, который тестируют параллельно с POS-терминалами многие ростовские предприниматели. Проект стартовал два месяца назад, а им пользуется в Ростовской области свыше 550 предпринимателей.
— Какая у него целевая аудитория?
Г. П.: QR-код на самом деле универсален. Технология не требует установки и сервисного обслуживания. Особый интерес мы видим у бизнеса, который связан с курьерскими развозками и в стрит-ритейле. В целом это организации с чеком выше среднего, например салоны красоты, флористические магазины, небольшие спортклубы и т. д.
— Если говорить о традиционном эквайринге, какова специфика Ростовской области и можно ли выделить какие-то конкретные сферы бизнеса?
Г. П.: Нельзя выделить какое-то одно направление, потому что в Ростове эквайрингом пользуются абсолютно все, в независимости от величины чека. Приведу пример: недавно мы успешно реализовали проект с автосалонами, когда покупатель оплачивает приобретаемый автомобиль картой. С другой стороны, для нас характерна высокая активность покупок товаров первой необходимости. Клиенты при таких платежах экономят время и собственные деньги, потому что такие сервисы предполагают более лояльные условия и бонусы. Всё это приводит к тому, что партнерские программы с участием Сбербанка стремительно развиваются.
— Христис, как безналичная форма расчетов сказывается на культуре чаевых? Многие посетители обходят вопрос с чаевыми, оплачивая безналично. Как персонал относится к этому?
Х.С.: Когда у человека маленький чек, например, за выпитый кофе в 180 рублей, то ему нет смысла оставлять чаевые. Тем более официанты и так получают процент. Не забывайте, что многие оплачивают через специальные сервисы, которые предполагают внесение безналичных чаевых. Оплатить безналом и оставить немного чаевых налом — тоже распространенная история. В любом случае безналичная оплата — это быстро и удобно для клиентов. Для нас это — главное.
— Чего не хватает цифровым банковским сервисам?
Х.С.: Вы знаете, бывает, только подумаешь о каком-то функционале, заходишь в «Сбербанк Бизнес Онлайн» — а там он уже появился. Можно сказать, что Сбербанк опережает запросы.
— Бизнес развивать планируете?
Х.С.: Да, скоро у нас будет ребрендинг. Мы оставляем прежнее название, но изменим дизайн. Наш сегмент в Ростове перенасыщен, приходят крупные федеральные игроки, в том числе — в незанятую нишу здорового питания. Поэтому даже лояльных гостей надо постоянно удивлять, чтобы оставаться популярными.
QR код — от англ. Quick Response Code — код быстрого реагирования. Это двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне.