![](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/0d/3a/d30d3ad5d012ac9d2399cbefef0792c8/656x438_1:5693_fcc3210b06d37e34c08b28ea4d847491@1200x800_0xTZ1tMzXZ_6196588052398215671.jpg.webp)
В начале XX века Ростов стал городом, где крутились огромные деньги. При этом далеко не все местные купцы имели сколь-либо серьезное образование в художественной сфере. Они хотели, чтобы на их зданиях было как можно больше лепнины. Именно из-за этого в городе так много зданий, построенных в стиле эклектики. Но вскоре Ростов охватила другая мода. Вместо пышных и обильно украшенных домов стали появляться здания в новом стиле. Назывался он модерн.
В Ростове сегодня можно найти почти все варианты модерна — от интернационального до позднего. Проектировали архитекторы и с оглядкой на конкретные направления других стран, например на венский сецессион.
1. Волжско-Камский коммерческий банк
Адрес: ул. Большая Садовая, 55
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bd/1e/12/bd1e123c032154cebc681d7976a8e523/656x435_1:5693_1906bbac65d08293cae0b4b66414a35a@1920x1272_0xb2F5FXmz_5497933627964862329.jpg.webp)
В начале XX века Волжско-Камский коммерческий банк стал одним из крупнейших банков Российской империи. Его отделения открывались по всей стране. Ростовское появилось в 1892 году и стало 19-м по счету. Очень быстро банку стало не хватать помещений, арендуемых в разных доходных домах.
Новое здание банка проектировал харьковский архитектор Алексей Бекетов. Оно появилось на углу Большой Садовой и Казанского (ныне — Газетного). При оформлении фасадов зодчий вдохновлялся венским сецессионом — одним из направлений нового стиля, которое появилось в столице Австрии в конце XIX века.
При взгляде на внешний вид дома хорошо заметна еще одна особенность модерна. Зодчие этого направления архитектуры стремились не только придать красивый облик зданию, но и сделать его удобным и функциональным. Тем же занимался и Бекетов. Сначала он создал внутреннюю планировку здания банка, а к ней уже привязал оформление фасадов. Так, за огромными окнами на втором и третьем этаже по Большой Садовой находился просторный операционный зал. На углу — комната управляющего банком. А вдоль фасада по Газетному шли кабинеты служащих, подсобные и технические помещения.
2. Старообрядческий собор, дом причта и богадельня
Адрес: ул. Ульяновская, 37, 39
![](https://n1s1.hsmedia.ru/5c/bb/40/5cbb40ea944b5bf700589009333d7d7b/656x435_1:5693_91783661e3cb9fa343683cee1d7445a1@1920x1272_0xv68jnssH_8080666445646834051.jpg.webp)
Старообрядцы жили в Ростове еще до того, как он стал городом. Первые упоминания об их часовнях датированы 1782 годом. В конце XIX века многие ростовские купцы (те же Парамоновы и Максимовы) были старообрядцами. Большая часть староверов проживала в Ростове ниже Центрального рынка. Именно здесь перед Первой Мировой войной появился комплекс зданий, которые принадлежали общине.
Началось все с 1905 года, когда Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости». Он снимал со староверов множество ограничений. По всей стране активно началось строительство старообрядческих храмов. Часто они возводились в неорусском стиле — направлении модерна, которое творчески перерабатывало архитектуру Древней Руси.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/27/b2/60/27b2600b3d771231b6d68c9851b4f4d9/656x435_1:5693_db54845d98d8bb19f45ec0c79ca6d1c6@1920x1272_0xdQ4ALfCZ_6235830552101200640.jpg.webp)
К началу XX века у ростовской общины уже был свой храм. Он находился на улице Канкринской (ныне Ульяновской). Один из купцов, Николай Панин, решил сделать в городе старообрядческий духовный центр. В 1910 году на его деньги появился дом причта. Строился он по проекту ростовского архитектора Гулина и предназначался для проживания священнослужителей.
А рядом с ним появился собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Его освятили в 1913 году. Автором проекта стал московский зодчий Владимир Покровский. Храм также строился на деньги Николая Панина. Благодаря купцу в те же годы появилось и огромное здание богадельни — места для проживания людей, которые не могли ухаживать за собой или работать. Богадельню выстроили в том же квартале, что дом причта и собор, но на его северной стороне.
3. Доходный дом Яблокова
Адрес: ул. Большая Садовая, 64
![](https://n1s1.hsmedia.ru/55/74/c6/5574c6ac2d71dfb2eab9ef91fb5bcc0e/656x435_1:5693_7ef3ba339736164c168d0f8c94ebac25@1920x1272_0xsNk0GsHC_5311046417101177227.jpg.webp)
По официальной версии, доходный дом купца Яблокова появился на Большой Садовой в 1898 году. В 1906 году здесь открылся один из первых в Ростове электробиографов (так тогда называли кинотеатры). Владел им Рихард Штремер.
Архитектор Гулин спроектировал здание в стиле одного из первых направлений модерна — интернационального. Тогда зодчие уже не хотели копировать стили прошлого. Но они не знали, что придумать им на замену. Поэтому на главном фасаде здания очень много лепнины и декора. Но не такого, как делали в эпоху эклектики. Над окнами второго этажа видны барельефы на тему торговли. Немного выше — маскароны (головы) Гермеса, бога торговли и путешествий. Между ними расположены его жезлы — кадуцеи. В советское время в этом здании был кинотеатр «Комсомолец».
4. Доходный дом Леванидова
Адрес: ул. Шаумяна, 13
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a9/5f/d8/a95fd83c104bef7512bdc1465d9d4b6c/656x438_1:5693_87089b1f29a0a48977ef4465eb4d36dd@1280x853_0xb11u7FQN_4709193914521930742.jpg.webp)
На момент постройки доходный дом Александра Леванидова стал одним из самых высоких в Ростове. С его последних этажей открывался вид на Дон и бескрайние степи. Сейчас увидеть эти просторы нельзя — их перекрывает современное многоэтажное здание.
Первый владелец здания — племянник городского головы и владельца кирпичного завода Ильи Леванидова. Появился дом в 1911 году. Он объединен общим двором с другими зданиями на соседних участках, которые когда-то принадлежали этому купцу.
Фасады здания никогда не красились. Неизвестный архитектор спроектировал их в стиле позднего модерна — с небольшим количеством декора, который практически полностью сделан из кирпича. Штукатуркой отделан только первый этаж.
5. Доходный дом Дерткезовых
Адрес: ул. Шаумяна, 110
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/63/be/7b63be27b597fb9f12655a265667012c/656x437_1:5693_a45f2ca5d74719d36fe474e247d28fcb@1920x1277_0x6eV3Dfjf_4718293197875848042.jpg.webp)
Поздний модерн — направление, главным принципом которого стала функциональность. Для доходных домов это было удобство проживания. Лепнина и декор на фасаде уже не играли важной роли, как в эклектике, подчиняясь общему образу здания.
В направлении позднего модерна построен и доходный дом братьев Дерткезовых. Он появился в 1916 году и стал одним из немногих зданий, которые в Ростове возводили во время Первой Мировой войны. Тогда архитектурный бум практически сошел на нет. Но то, что появлялось, строили с размахом.
Принадлежал дом Илье и Георгию Дерткезовым. В начале XX века они занимались торговлей зерном и имели собственную контору по его продаже. Пятиэтажный дом предназначался для сдачи квартир в аренду. Оборудованы квартиры были по последнему слову техники — с батареями водяного отопления, канализацией и водопроводом.
6. Доходный дом Гоца
Адрес: ул. Большая Садовая, 23
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0f/a7/d8/0fa7d83a2d1ca78b1306542f74294859/656x435_1:5693_42b31fbe6dc3ee2a64e8206c5549ba4f@1920x1272_0xwElpOehd_0966929856060086247.jpg.webp)
Доходный дом Гоца появился на Большой Садовой в 1909 году. Принадлежал он Ионашу Рувимовичу, владельцу ростовской фабрики по производству столов для бильярда. Фабрика располагалась здесь же, в одном из корпусов здания во дворе.
Помимо самой фабрики, в доме находилось еще несколько контор и магазинов. Торговали нефтью и углем. Арендовал помещения московский торговый дом Феттер и Гинкель, который занимался в Ростове электрическим освещением.
Главный фасад здания по своему внешнему виду напоминает доходный дом Яблокова. Здесь есть большие окна и маскароны Гермеса. Только вместо сценок из торговой жизни между вторым и третьим этажом расположены гаргульи.
7. Особняк Чепрастова
Адрес: ул. 1-я Майская, 32
![](https://n1s1.hsmedia.ru/41/c2/dc/41c2dc26bd9dbb53176e77f6a495f2cf/656x438_1:5693_0ba0bcbb18253114f93ab1d108006b53@1920x1280_0xG00YvMRb_1879449024447039871.jpg.webp)
Особняк на пересечении 10-й линии и 1-й Майской в 1912 году принадлежал Илье Чепрастову, брату владельца кирпичного завода в Нахичевани.
Фасады особняка облицованы кабанчиком, так называли керамическую глазурованную плитку. Она стала одной из характерных особенностей модерна в Российской империи. Использовали ее по двум причинам — красота и рациональность. Такая плитка долгое время сохраняет свой внешний вид, при этом выглядит необычно и выделяет здание среди других. А пыль и грязь с нее смывает дождь.
8. Гостиница «Петроград»
Адрес: Газетный, 34
![](https://n1s1.hsmedia.ru/af/c2/96/afc2961fc054e5cc4b000a16dbdb152f/656x438_1:5693_ca803532be9797ed444d3dc6e553a3a2@1920x1280_0xUjNq7LuL_8144081640669744859.jpg.webp)
По официальной версии, это здание появилось в 1912 году. Тогда оно принадлежало Степану Срабионову, и здесь размещалась гостиница «Петроград». Но в справочниках той эпохи ее не найти. Одно из первых упоминаний относится к концу 1914 года. Тогда здесь находились образцовые комнаты.
Дом Срабионова — еще один яркий образец позднего модерна. На фасадах здания практически нет лепнины и декора. При этом внутренняя начинка дома для своего времени была передовой: отдельные номера телефонов для каждого этажа, ресторан, лифт, центральное отопление и электрическое освещение.
В результате двух реконструкций от здания остались только внешние стены. Эркеры, которые находились на углах здания, не восстановили.
9. Дом со стрекозой
Адрес: ул. Шаумяна, 82
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4a/06/36/4a0636c89a54b4c61c0d3f4cf2383057/656x435_1:5693_76a382e12f4c4c42195061e272832f41@1920x1272_0xto8AiQqk_4235030628186099189.jpg.webp)
Доходный дом Степана Шатова появился в Ростове в 1905 году. Больше он известен как дом со стрекозой — из-за ковки на ограждении балкона третьего этажа. Фасады здания строги и лаконичны. Они выполнены в стиле рационального модерна.
Архитекторы этого направления красоту видели в строгости и целесообразности. В удобстве жилья, фактуре и материалах фасада.
Декора на доме со стрекозой практически нет. Неизвестный архитектор применил пустошовку — вид кирпичной кладки, при которой вертикальные и горизонтальные швы частично остаются пустыми, без раствора. В результате дом Шатова резко выделяется на фоне других зданий, которые стоят вокруг.
10. Доходный дом Келле-Шагинова
Адрес: ул. Станиславского, 100
![](https://n1s1.hsmedia.ru/05/fd/7f/05fd7f6e3ffe8be8f299eb7e6a47cb8e/656x438_1:5693_4ce9a9d66fcbbbb2f9d96b8f99665dc1@1280x853_0xkCQ65pmn_5091151094637654833.jpg.webp)
Доходный дом Александра Келле-Шагинова появился в 1914 году. Автор проекта — ростовский архитектор Поздняков. При разработке фасада Поздняков вдохновлялся северным модерном. Это направление пользовалось огромной популярностью в Санкт-Петербурге, куда пришло из стран Северной Европы. Ближе к Первой мировой войне северный модерн постепенно распространился и по другим городам Российской империи. В Ростове в этом стиле построено всего два здания. Одно из них — доходный дом Келле-Шагинова. Второе находится в Нахичевани.