Уже завтра в Ростовском академическом молодежном театре состоится премьера спектакля «Амадей» по пьесе Питера Шеффера. Над спектаклем пригласили работать петербургского режиссера, художественного руководителя «Такого театра» Александра Баргмана. Мы пообщались с ним и выяснили, какой будет новая постановка о Моцарте и Сальери и почему ее стоит видеть.
Актерство и экспериментальный театр
В зрительном зале горит свет. На сцене в ряд расставлены стулья, в глубине отсвечивают зеркала, по диагонали — лиловое фортепьяно. Снуют работники театра. Кажется, что представление началось. Правда, в партере никого, кроме режиссера.
Баргман начал работать над постановками в качестве режиссера с 2007 года. Однако известность получил как актер дубляжа — Александр является официальным голосом Джонни Деппа в России. Кроме того, он играл в Александринском театре, Театре на Литейном и в Театре им. Комиссаржевской.
— Я знаю актерскую внутреннюю природу и по-прежнему даже немного занимаюсь актерством. Эти знания помогают мне как режиссеру. У меня есть свой метод работы над ролью и своя шкала требований к артистам. Я знаю все их тонкости, их лень, их ухищрения. Знаю, кто на что способен. Кроме этого, у меня есть свое ощущение сценической правды. Хотя сложно сказать, насколько оно верное или неверное, — признается режиссер.
Баргман говорит, что относится к экспериментам на сцене с уважением. Главное, чтоб в них был смысл:
— Основной вопрос: зачем? Это имеет оправдание, необходимость? Это элемент эстетического высказывания режиссера и театра? Он не противоречит этике и в целом системе нравственности? Если ответ да, то почему не попробовать? Возможно всё.
Как создавался «Амадей»
Этот спектакль должен стать ярким завершением театрального сезона в Ростовском молодежном академическом театре. Именно поэтому работать над постановкой из Петербурга пригласили Баргмана. На данный момент он является художественным руководителем «Такого театра». К слову, в этом театре нет постоянной труппы — для каждой постановки набирается новая команда. На счету Баргмана больше двадцати постановок в различных российских театрах.
Как признался режиссер, при работе над «Амадеем» первые сложности возникли при выборе названия спектакля:
— Мы с Михаилом Васильевичем Заецем (главным режиссером Молодежного театра. — Прим. ред.) долго искали название. Не буду говорить, какие варианты перебрали, просто долго не могли прийти к какому-то решению. Оставить оригинальное название «Амадей» предложил Михаил. Я сразу согласился.
Другой сложностью для Баргмана стала работа с актерами.
— Контакт с артистами мы искали довольно долго. Кажется, сейчас он найден.
Пьесу написал британский драматург Питер Шеффер. В основе сюжета — отношения Моцарта и Сальери. Завязка классическая: придворный композитор завидует гениальному юноше. Однако развиваются события не совсем так, как предполагает зритель. Кто убил Моцарта, мы узнаем на премьере.
— Наша задача — найти что-то свое. Каждый спектакль по этой пьесе, каждое прикосновение к ней — это всегда индивидуальное высказывание. Именно Ростов, этот театр, эти артисты сквозь материал пытаются сказать нечто свое, важное для них. Мы исследуем другие вопросы. Они связаны с внутренней свободой. С тем, как жить и не навредить другому. Как быть милосердным, как принимать дар, как обходиться со временем и достойно стареть, как давать дорогу молодым, — рассказывает режиссер.
Он добавил, что особое внимание будет уделено взаимоотношениям художника и власти:
— Эта тема сегодня важна как никогда, а на этом витке истории России — всплывает очевидно и страшно. Беззащитного художника уничтожают власть имущие.
В 1984 году по пьесе Шеффера «Амадей» голливудский режиссер Милош Форман снял одноименный фильм. В результате картина получила восемь премий «Оскар», в том числе и за сценарий, четыре «Золотых глобуса» и еще восемь других кинематографических наград.
— Пьеса сложная, она написана языком монолога. Оригинал — почти моноспектакль от лица Сальери, в который вплетаются линии других персонажей. Мне это захотелось размыть, потому что в этом повествовании важны все, — считает Баргман.
Он добавил, что не видит смысла в модном сегодня переносе действия постановки в современные реалии. Это будет спектакль в классическом стиле, без провокаций и авангарда.
Ростов спустя пять лет
— Ростов — прекрасный южный совершенно нетеатральный города. Он наполнен солнцем, жарой, фруктами. Здесь всегда нужно совершать какое-то внутреннее усилие, чтобы заняться серьезным театральным разговором. Я-то приехал и уехал, а тем, кто работает здесь, — честь и хвала, — признается Александр Баргман.
Ему уже приходилось работать в Ростове пять лет назад. Тогда Александр тоже сотрудничал с молодежным театром — ставил «Кьоджинские перепалки» по комедии Карло Гольдони. По словам Баргмана, с тех пор здесь многое изменилось.
— Пришли новые ребята. Омолодилась труппа, от нее теперь совершенно другие ощущения. Это произошло благодаря Михаилу Заецу. Рядом со зрелыми артистами, с которыми я был знаком ранее, возникла целая генерация молодых. Сейчас, в основном, с ними мы и работаем, — делится режиссер.
Некоторым актерам, исполняющим главные роли в «Амадее», не больше 25 лет. А исполнительница роли жены Моцарта Юлия Саюшкина только в прошлом году окончила театральный институт.
По мнению Баргмана, ростовчане не слишком интересуются театром:
— Есть города, где другая густота интереса к театру. А здесь она разряженная, ростовская, придонная. У вас всё по-своему, очень необычно. Хотя Ростов дал России таких замечательных режиссеров, как Анатолий Васильев, Геннадий Тростинецкий, Кирилл Серебренников.
Александра Шевченко