В Ростове весной откроется енотокафе: место, где животные свободно будут разгуливать среди посетителей, их можно будет гладить, кормить и обнимать. Это, возможно, первое мире заведение такого формата: подобное есть в Сеуле, но там животные находятся за стеклом.
Здесь же еноты будут жить свободно: у стен поставят столики, а в центре комнаты повесят лазалки и игрушки. Место будет рассчитано на 24 человека, а дизайн помещения выполнят в стиле джунглей.
Заведение будет работать в формате антикафе: платить надо будет не за конкретные угощения, а за время, проведенное здесь. Кофе, печеньки и развлечения уже включены в тариф, который ориентировочно составит несколько рублей в минуту. Какой именно будет тариф, владельцы пока не решили. Основательно поесть в енотокафе не удастся: по закону кухню нельзя размещать там, где есть животные. Но можно будет приносить еду с собой.
Сейчас животные привязаны — но только потому, что ремонт еще не доделан: вокруг валяются саморезы, везде штукатурка, они могут всего этого наесться. На ночь хозяева забирают их домой.
Жители енотокафе — Кокос, Бэтмэн и Берти. Самый старший тут Кокос — ему два года, он уже спокойный парень, хоть и любит поприставать к людям и воровать вещи из карманов. Остальным по восемь-девять месяцев, самый маленький, Берти, все время повторяет за другими. Младшие еноты вообще более энергичны и совершенно не знают, чем им заняться.
— Они, по факту, даже не в курсе, что им нужно, — говорит Станислав. — Они возьмут что-нибудь, потом бросят, и так опять. Игрушки вообще долго не живут, одна птичка-долгожитель, ей три дня уже. Остальное ломается на раз-два.
Первым появился Кокос, личный питомец Станислава. У этих двоих долгая история: с Кокосом Станислав жил еще в комнате в общежитии, воспитывал его, как кота. Еноту, на самом деле, не пространство нужно, ему нужен человек, считает владелец кафе. Затем приютили Бэтмэна — его вызволили из капкана, и он присоединился к енотовой семье.
— Мы поехали с Кокосом отдыхать на юга, в Ейск, и Кокос от меня благополучно убежал, я его три месяца искал. В итоге и полиция помогла, и я забомбил соцсети, потратил на поиски почти 70 000 рублей. Приехала Таня, мои друзья, мы ходили по улице, клеили объявления, писали на телевидение и в газеты. В итоге появились предположения, где Кокоса держат, мы написали заявление в полицию. Оказалось, что Кокоса в первый же день поймали (а я его три месяца ходил по улицам искал!) и посадили его в клетку в гостинице. Смысл понятен: уникальный ручной енот, можно сдавать комнаты, например, не за тысячу рублей в сутки, а за полторы. И, конечно, можно бесконечно фотографироваться: для Кокоса фотографии — это обычное дело, нужно просто знать, как им управлять, а он сам сидит и позирует. Полиция пришла с проверкой и нашла его там, но ход заявлению мы давать не стали: закон не очень-то помогает животным и их владельцам. К тому моменту я уже переехал в Ростов и был просто рад, что Кокоса мне отдали.
Поиски Кокоса привели Станислава в Ростов, тем временем Татьяна приехала сюда же, чтобы купить енота и себе. Идея создания кафе промелькнула у Станислава еще год назад. И после того, как нашелся Кокос и купили Берти, друзья подумали: почему бы и не воплотить в жизнь этот проект? К тому моменту они часто выезжали на фотосессии с животными, так это становилось бизнесом. Сейчас Татьяна и Станислав считают, что кафе станет их основным источником дохода. Трудности у владельцев возникают пока только финансовые. Им очень повезло с помещением: понимающая хозяйка дала им арендные каникулы — первое время, пока делают ремонт и обустраивают заведение, могут не платить деньги за аренду.
Помимо енотов, у Станислава и Татьяны живет лис по имени Чак. История его появления непростая и очень печальная.
— Бытует мнение, что Ростов и Краснодар — отправные точки, где можно купить любое экзотическое животное, — поделилась Татьяна. — Такие животные бывают трех типов: вольерного содержания, из дикой природы и домашние выкормыши, которые уже с третьего поколения забывают, что были дикими когда-то. Особенно просто в этом плане с лисами: из них получаются самые преданные собаки.
Лису Татьяны продавали на Авито — по смешной для такого животного цене, 3000 рублей (обычно лиса стоит около 15000) с пометкой «срочно продам». Татьяна связалась с женщиной, которая в истерике просила быстрее его забрать. Оказалось, что ранее она держала двух лис — прежде чем начала жить с мужчиной-садистом, который возненавидел животных. Одного зверя он убил, второго, который сейчас принадлежит Татьяне, приковал к батарее и издевался над ним: лис слеп на один глаз, а по всей голове ужасные шрамы.
Хозяева планируют провести в операцию на глазу животного. Оперировать готов ветеринар из Ростова-на-Дону, стоить это будет примерно девять-десять тысяч. Татьяна и Станислав надеются справиться своими силами, но сбор средств организуют — после открытия кафе предложат людям помочь.
Сейчас лис учится снова доверять людям. Первое время, как только он попал к Татьяне и Станиславу, он страшно боялся, и тогда младший енот, Берти, взял над ним опекунство. Он спал рядом с лисом, лежал на нем и никого к нему не подпускал — пока лис не адаптировался. Сейчас они лучшие друзья, играются вместе и едят из одной миски.
— Мне вообще кажется, Берти думает, что Чак — енот, — шутит Татьяна.
Содержать милых на первый взгляд енотиков не слишком просто — но Станислав не жалуется.
— С енотом всегда нужно понимать, что это просто ребёнок, который балуется. Самый жесткий период идёт у них с шести до пятнадцати месяцев: енот не слушается, не понимает, что можно, что нет, за что его наказывают, и еще вдобавок кусается — у меня руки были перемотаны всё время. Собственно, так Берти у нас и появился: мы увидели объявление о 6-7-месячном еноте, на которого у владельцев якобы аллергия. Но понятно же, что дело не в этом: когда Таня пришла за животным, там как раз был самый ажиотаж — порванные обои, сломанная дверь. Люди просто не справились, — рассказал Станислав.
Еще трудности у друзей возникают при выгуле енотов — из-за неадекватной реакции окружающих.
Когда выходишь на улицу, сразу слышишь вопль: «Ено-о-от!» — и он не стихает, пока не повернешь за угол. Иногда спрашивают: а почему енот на поводке? А на чем еще его выгуливать? Либо подходят и грубовато просят «сфоткаться». То, что вам хочется сфотографироваться — не значит, что того же хочет и животное, дайте вы ему вкусняшку в обмен. Нет еды — нет любви. У енотов это лозунг.
Фото: Александр Подопригора
Фото: Александр Подопригора