Оценивая динамику проблемы административных барьеров, 41% опрошенных не заметили каких-либо изменений уровня административных барьеров для ведения бизнеса за последние три года.Об этом говорится в докладе «О состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Ростовской области в 2016 году», размещенном на сайте правительства области.
В процессе сбора данных в 2016 году опрошено 1000 представителей бизнеса, более трети которых – руководители высшего звена (генеральный директор, заместитель генерального директора или иная аналогичная позиция), еще треть являются руководителями среднего звена (руководитель управления / подразделения / отдела), 12,4% являются собственниками бизнеса (совладельцами) и 20,9% – неруководящими сотрудниками. Опрошены представители всех видов бизнеса (от малого до крупного).
Результаты исследования показывают, что административные барьеры являются «заметным препятствием для ведения бизнеса в регионе или открытия нового» – они либо непреодолимы, либо требуют значительных затрат. Такой точки зрения придерживаются 43,8% респондентов.
Для более чем трети респондентов административные барьеры преодолимы без существенных затрат. Об отсутствии административных барьеров сообщили 2,6% опрошенных. Затруднились ответить на данный вопрос 19,5% респондентов.
Каждый пятый респондент считает, что бизнесу стало проще преодолевать административные барьеры. Однако 26,9% респондентов, напротив, считают, что стало сложнее. 5,2% опрошенных утверждают, что административные барьеры были полностью устранены, и только 1% респондентов не заметили административных барьеров.
2% респондентов не смогли ответить на вопрос о том, как изменился уровень административных барьеров на рынке.
К числу наиболее существенных административных барьеров ведения текущей деятельности или открытия нового бизнеса в Ростовской области были отнесены:
сложность получения доступа к земельным участкам – 19%;
высокие налоги – 18,8%;
ограничение/сложность доступа к закупкам компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий – 12,7%;
ограничение/сложность доступа к поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ в рамках государственных закупок – 11,3%;
коррупция (включая взятки, предоставление преференций отдельным участникам на заведомо неравных условиях) – 10,8%.
Интересно, что 61,2% опрошенных отметили, что органы власти ничего не предпринимают для вмешательства в дела на основном для них рынке. Но это, скорее, положительный сигнал. 35,6% респондентов полагали, что их вмешательство и не требуется, а 25,6% респондентов нуждались в их участии.
Оценили помощь действующей власти в ведении бизнеса 18,5% опрошенных, а 15,9% респондентов полагают, что органы власти только мешают бизнесу своими действиями. 4,4% представителей предпринимательского сообщества, оценивших эффективность действий органов власти, говорят о том, что «в чем-то органы власти помогают, в чем-то мешают».
Среди субъектов предпринимательской деятельности в надзорные органы обращались за защитой своих прав 23,4% опрошенных, однако они не смогли назвать орган и предмет заявления. 76,6% заявили, что в надзорные органы не обращались.
Фото: Фото Евгения Березкина