Город Андрей Барашев, лауреат конкурса «Учитель года – 2016»: «Наша эпоха может быть названа эпохой Пелевина»

Андрей Барашев, лауреат конкурса «Учитель года – 2016»: «Наша эпоха может быть названа эпохой Пелевина»

Учитель русского языка и литературы лицея №11 Андрей Барашев в апреле завоевал звание лучшего учителя области, а в октябре стал лауреатом конкурса «Учитель года России – 2016». В интервью 161.ru ростовчанин рассказал о школе нового образца, встрече с Путиным в Кремле и отношении к современной литературе.

Конкурс «Учитель года» проходил в сжатые сроки. Трудно проявлять себя в таких условиях?

– Успех на всероссийском конкурсе – это результат всех шести лет работы в школе. Не могу сказать, что именно принесло общий результат, потому что все в итоге слилось в единую картину. Со мной в конкурсе участвовали 85 больших профессионалов как в учительском, так и в человеческом смысле. У нас практически каждый день были конкурсные мероприятия – мастер-классы, педсоветы, проект. Все было очень сложно и интересно.

Нет ли усталости после работы в таком изнурительном режиме?

– Конкурс раскрывает учителя с самых разных сторон. Начиная с того, умеет ли он вести уроки, и заканчивая тем, может ли он адаптироваться к изменению в среде. Все это очень тяжело, если принять во внимание, что все было в прямом эфире, и педагогическое сообщество следило за нами. Работа учителя предполагает, что ты постоянно будешь открывать в себе что-то новое вместе со своими учениками и не можешь оставаться в стороне.

Именно поэтому после окончания вуза вы решили перейти на работу в школу?

– Школа – это место, в котором соединяется очень многое. Современная хорошая школа является социально-информационным центром. В ней есть жизнь, место открытию и чему-то новому. Это профессия, которая приносит удовлетворение, человек чувствует себя в ней специалистом и профессионалом. Поэтому я шел навстречу новым впечатлениям, эмоциям, шел навстречу литературе и русскому языку. Я говорю не про сиюминутный успех или финансовую составляющую, а именно про внутреннее удовлетворение. Потому что это не измеряется деньгами.

То есть вас не покоробили слова Медведева о том, что если учителя хотят зарабатывать, то пусть идут в бизнес?

– Согласен с тем, что учитель – это не только деньги. В нашей работе есть что-то такое, что может оставить современных людей в школе. Каждый человек в своей жизни делает выбор между внешним и внутренним комфортом. Нельзя быть учителем, если ты этого не хочешь – это насилие над организмом. Я всегда учу детей, что жизнь это постоянный выбор, а литература позволяет сделать выбор более осознанно. «Каждый выбирает по себе – женщину, религию, дорогу», – как говорил один поэт.

«Современный учитель – это инженер конструирования занятий»

Имидж школы за последние годы в значительной степени изменился. Чем отличается та школа, которую заканчивали вы, от нынешней?

– За эти годы изменились общество и вообще понятие о том, каким должен быть учитель. Я никогда не буду соответствовать тысячам разных источников в Интернете или соперничать с ними в плане передачи информации. Зато я могу сделать так, чтобы стало понятно, почему эта информация важна для жизни. Современный учитель – это модератор дискуссии, инженер конструирования занятий. Сейчас это уже не профессия дидакта, который просто должен чему-то научить. Преподаватель должен быть интересен не только как передатчик информации, но и как человек, как личность.

Многие жалуются, что современные подростки слишком зациклены на гаджетах. Трудно найти с ними контакт?

– Взрослого человека обмануть и ввести в заблуждение гораздо проще, чем ребенка. Поэтому как только я начну демонстрировать какую-то искусственность, высказывать не свою точку зрения, это будет выглядеть нечестно, и дети мне этого никогда не простят. В этом смысле с детьми сложнее, чем со взрослыми.

А сами гаджеты на ваших уроках находятся под запретом, или их можно использовать?

– Литература – очень романтический предмет. У детей мало возможностей побывать с книгами – живыми и обыкновенными, поэтому я сторонник классического урока, ведь быть в гаджетах у детей больше возможностей. Я ценю разговоры о литературе и ощущаю большую ответственность за то, как преподаю им ее.

Поэтому решили пригласить Владимира Путина на урок литературы? Какое впечатление произвел президент?

– Меня очень поразил спокойный тон разговора, мы говорили с президентом по-учительски. Он хотел слышать голоса живых учителей и услышал их. Приглашать его на урок я не планировал, просто мне показалось, что его заинтересовал вопрос о том, что он читает. Подумал, что ему будет интересно присутствовать на уроке по произведению Лермонтова. Это точно будет самым ярким впечатлением моих учеников от школьной жизни.

Как относитесь к ЕГЭ, который ежегодно становится предметом жарких дискуссий?

– Я сторонник Единого государственного экзамена и считаю, что это проявление справедливости. То, что ученику тяжело, меня не удивляет, жизнь вообще тяжело воспринимается человеком. Те же классические экзамены совсем не легче. Государство делает очень много, чтобы изменить ЕГЭ, сделать его другим.

«К хорошей литературе человек должен прийти сам»

Есть ли современные русские писатели, которых вы бы внесли в школьную программу?

– Мне очень тяжело что-то советовать из современной литературы, потому что я убежден, что оценку литературе дает только время. Я сторонник того, чтобы копать вглубь тех писателей, которые уже есть в программе. Важно, чтобы ученики знали, что Солженицын – это не только «Матренин двор», а Тургенев – не только «Отцы и дети». Считаю себя приверженцем классической литературы. Кроме того, я большой любитель средневековой литературы – Данте Алигьери, Франсуа Рабле.

Произведения кого из современников сами предпочитаете?

– Виктора Пелевина я считаю одним из самых ярких и необходимых для литературного процесса писателей. Мне кажется, что через определенный период времени эта эпоха может быть названа «эпохой Пелевина». Хотя бы среди тех, кто эту эпоху создавал. Для меня Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Владимир Войнович являются авторитетными людьми, к чьему мнению я прислушиваюсь.

А если говорить о зарубежных писателях?

– Я очень люблю зарубежную литературу. Считаю, что Милорад Павич, Милан Кундера и в некотором смысле даже Чак Паланик – это люди, которые являются лицом современной литературы. Очень обрадовался, когда Боб Дилан удостоился Нобелевской премии по литературе. При этом никогда не буду настаивать на том, что это важно и нужно ученику. Я люблю зарубежную литературу и Кундеру, но специфика этого писателя не позволяет мне брать ответственность и рекомендовать его детям. К хорошей литературе человек должен прийти сам, это личный путь каждого. Я могу быть лишь проводником.

Фото: Фото Евгения Березкина

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Не тянуть грехи прошлого в будущее»: политолог — о первых неделях работы нового донского губернатора
Александра Шевченко
Шеф-редактор 161.RU
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления