Ранние подъемы, скучные уроки и короткие перемены, строгие «училки» и ненавистная «домашка». Признайтесь, школьная учеба мало кому доставляет истинное удовольствие, тем более когда кругом столько соблазнов. А постоянные назидания родителей: «должен», «надо», «обязан» отбивают и последний интерес к занятиям. Но как еще заставить чадо учиться, если учиться ему совсем не хочется?
Ответы специалистов на этот вопрос можно свести к единому знаменателю: «Современным детям не хватает мотивации к учебе». Преподаватели отмечают: количество прогульщиков ежегодно растет, а успеваемость неуклонно падает. Причем начинается это уже в младших классах, что еще 20 лет назад было исключением из правил. Более того, пятая часть детей, которые начинают учиться сегодня, не заканчивают средней школы, считая ее ненужным и пустым занятием. Однако психологи уверены, что интерес к учебе можно привить.
«Первоначальная адекватная мотивация к школе, это стремление к изменению статуса, – утверждает школьный психолог Бэла Геворкян. – Школьник – это следующая ступенька социализации после детсад. Малыш может сформулировать это так: «Когда я пойду в школу, я стану большим». И он прав, потому что ученик берет на себя определенную ответственность и обязательства, как взрослый. Также ребенком может двигать желание порадовать родителей. Но мотив: «угодить другим», хуже мотива: «стать кем-то». Еще хуже, когда преобладает игровая мотивация: «Я хочу в школу, потому что смогу играть с новыми друзьями». Это значит, что основным способом познания мира до сих пор остается игровая деятельность, характерная для раннего детства».
Впрочем, первоначальный запал, каким бы он ни был, у большинства первоклашек быстро проходит. Особенно когда возникают первые трудности: конфликт с учителем, проблемы вхождения в новый коллектив, отсутствие успехов в учебе. Все, что формирует негативное отношение к школе, рано или поздно закончится нежеланием учиться. Никакие увещевания типа «должен» и «надо» уже не помогут, не поможет даже искусственная стимуляция «ты мне – я тебе», эффект от нее очень быстро проходит, если нет внутреннего стимула.
«Чтобы не доводить дело до крайности, родителям важно своевременно обратить внимание на подавленное настроение своего ученика, – продолжает наш эксперт. – Если первоклассник приходит из школы и заявляет, что больше туда не пойдет, не надо над ним смеяться. Это повод серьезно задуматься и выяснить, в чем дело. Если речь идет о конфликте с преподавателем, то возможно стоит задуматься о переводе в другой класс или даже другую школу. В остальном важно объяснить ребенку, что все трудности временные: плохая отметка или ссора с одноклассниками – это не провал и не поражение, а лишь испытание. Надо помочь ребенку справиться с этими первыми проблемами, и в будущем он сможет решать их самостоятельно: достижение успеха заведет его внутренний моторчик. Дальше важно только поддерживать эту мотивацию на успех».
Однако часто бывает так, что негатив вызывает не конкретная ситуация, а сама по себе необходимость учиться. Мамы и папы ошибочно винят в этом учителей, избалованность и лень своего отпрыска, но только не себя. Меж тем установки в отношении учебы прививаются именно в семье.
«Многое зависит от типа воспитания и личного опыта родителей, – считает семейный психолог Евгения Спивак. – Нередко в семьях можно слышать такие фразы: «Вот в школу пойдешь, там тебя научат слушаться» или «Будешь плохо себя вести – станешь двоечником». Это создает представление о школе, как о некоем тоталитарном заведении, от которого не стоит ждать ничего хорошего. Естественно, идти туда не захочется. Еще вариант – избыток развивающих занятий в дошкольном возрасте. Малыш не успевает, как следует наиграться в отведенное для этого время, и к моменту поступления в школу у него будет сформировано стойкое отвращение и ненависть к занятиям. Кроме того, взрослые могут переносить на свое чадо собственный негативный опыт. У меня как-то был мальчик, папа которого упорно называл школу «дурдомом». В итоге, сын на полном серьезе считал, что 1 сентября его отправят в психлечебницу с настоящими больными. Мальчик настолько боялся, что его стали мучить кошмары».
Но крайние варианты, к счастью, встречаются редко. Как правило, нежелание учиться и ходить на занятия, связано с отсутствием интереса к определенным предметам, которое может возникнуть из-за несформированности определенного навыка.
«Большинство современных образовательных программ рассчитаны на подготовленных детей. То есть, приходя в первый класс, ребенок уже должен обладать минимальным набором знаний, умений и навыков, – говорит учитель младших классов Римма Фаткулина. – Отсутствие этих навыков и знаний непременно приведет к снижению успеваемости по основным предметам: математике, чтению, письму. Это отнюдь не означает, что ребенок глупый или ленивый, просто у него недостаточно базовых знаний для освоения материала. Технически решить эту проблему несложно – уделить больше внимания домашней подготовке и самостоятельным занятиям. Другое дело, эмоциональная сторона вопроса. Отстающий ученик начинает подсознательно считать себя хуже других: «Я неудачник», – говорит он себе. Наказания родителей только усугубляют положение. Самооценка падает, а вместе с ней снижается интерес к учебе».
Но и из этой ситуации можно найти выход. Для этого придется понаблюдать, в какой области школьник реализуется лучше всего и позволить ему чаще заниматься любимым делом. Став лучшим в одном у него появится уверенность в своих силах и желание овладеть другими навыками. Пусть не на самом высоком уровне, но на достаточном для нормальной учебы. Специалисты признают, на это может уйти много времени и сил, но результат того стоит. В отдельных случаях может понадобиться помощь профессионалов, особенно если у ребенка есть проблемы в общении и восприятии себя. В целом, специалисты советуют родителям не мешать ребенку с самоопределением, не внушать ему страх перед школой и стараться мягко направлять советами, а не заставлять учиться из-под палки.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com