Представители организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не подтвердили факт того, что границу в Ростовской области пересекали российские военные с оружием. По словам главы миссии ОБСЕ в Ростовской области Поля Пикара, несколько тысяч людей в военной форме проходили через КПП в Донецке, однако какого-либо вооружения у них не было. Об этом и других итогах работы миссии за год он рассказал на пресс-конференции в ИА «Интерфакс-Юг».
Миссия ОБСЕ прибыла в Ростовскую область в конце июля 2014 года, когда конфликт на юго-востоке Украины был в самом разгаре. Решение о том, что наблюдатели будут работать именно на КПП «Гуково» и «Донецк», принималось в Москве. Во время боевых действий в юго-восточных районах Украины эти пункты пропуска подвергались серьезной опасности.
Изначально в Ростовскую область приехало 16 наблюдателей. Сейчас же их количество увеличилось на два человека. В команде представители из девяти стран: Финляндии, Франции, Македонии, Венгрии, Ирландии, Молдовы, Таджикистана, Сербии и Турции. В последнее время наблюдатели перешли на круглосуточное дежурство – по два человека на каждом КПП.
Как отметил Поль Пикар, для удобства своей работы ОБСЕ разбила всех переходящих границу на несколько групп:
взрослые люди, которые проходят обычно без чемоданов. В основном они едут в Ростовскую область за продуктами, так как здесь они дешевле и доступнее.
Семьи с детьми. Они приезжают в Россию в статусе беженцев. Но поток людей этой группы, отмечает глава миссии ОБСЕ, наблюдается в обе стороны.
«Люди в военной форме». На этой категории Поль Пикар остановился подробно.
«Мы общались с этими людьми и они нам говорили, что добровольцами едут в Украину. С 1 сентября 2014-го до 4 августа 2015-го границу пересекли более 21 тысячи человек в оба направления. В среднем в неделю таких – 441 человек, но их становится все меньше и меньше. Отмечу, что мы никогда не видели их с каким-либо оружием», – подчеркнул Поль Пикар.
Тем не менее с августа прошлого года ОБСЕ зафиксировала 21 машину с табличкой «Груз 200». Как правило, с такой табличкой двигались «газели». Они пересекали границу через пункты пропуска «Донецк» и «Гуково».
«Сотрудники ОБСЕ точно не знают, что в них находилось, так как грузовики ехали закрытыми. «Газели» с гробами проезжали как в сторону Украины, так и в сторону России», – добавил он.
Что касается военной техники, ни разу, утверждает глава миссии, она не пересекала КПП «Донецк» или «Гуково». Единственное, что заметили на границе наблюдатели – это вертолеты и беспилотники погранслужбы России. Но они только пролетали вдоль границы, не нарушая ее.
Свою работу на российских КПП миссия разделила на несколько периодов. Когда наблюдатели только приехали, рядом с границей шли ожесточенные сражения, и даже группа украинских военных была окружена около КПП «Гуково». С 1 августа по 5 сентября 2014 года был такой период, который наблюдатели называли «конфликтным» – в это время поток шел в Ростовскую область.
«После подписания Минского соглашения до 8 января 2015 года была тишина, и люди возвращались в Украину. Тогда границу пересекли более 77 тысяч человек. С 9 января до 14 февраля на той стороне границы возобновился конфликт. Перепады были резкие. Сейчас у нас вновь спокойный период, люди возвращаются домой. В среднем по сто человек в день», – заключил глава миссии ОБСЕ.
Одним из главных показателей мирного периода он назвал возобновление автобусных рейсов из Украины в российские города. В среднем КПП пересекают по 60 автобусов в день. Очень много детей, говорит Поль Пикар; по всей видимости, они едут в летние лагеря. Пассажиры доезжают до границы, пересаживаются на автобусы в России и в сопровождении полиции продолжают путь. Таким же образом туристы возвращаются назад.
Мандат работы ОБСЕ на территории Ростовской области подписан до 30 сентября. Затем представители 57 стран, входящих в постоянный совет организации, соберутся вместе и будут решать, стоит ли продлевать работу наблюдателей на российских КПП.
Фото: Фото из архива редакции