Затягивание расследований, выжидание спада общественного внимания, амнистирование виновных и условные сроки в уголовных делах – известные механизмы ухода от ответственности «привилегированных граждан». Как этого избежать? Все ли равны перед законом? На эти и другие вопросы попытались ответить участники круглого стола в пресс-центре «МедиаС», посвященном судьбе громких уголовных дел о ДТП в Ростове.
Дело Будаева
ДТП в пер. Крепостном, произошедшее в сентябре 2014 года, стало не только одним из самых громких, но и одним из самых «долгих» в расследовании. Напомним, экс-судья Валерий Будаев, будучи пьяным, на своем внедорожнике протаранил несколько машин на парковке, остановить его смог только торговый ларек. В это время в нем находились покупатели. Жертвой аварии стал 74-летний профессор, краевед и публицист Владислав Смирнов. Вместе с женой он был в торговом павильоне и получил серьезные травмы. Врачи сделали операцию, но сердце пожилого ученого не выдержало.
Ход расследования ДТП фактически не дал и шанса на общественное забвение: сначала в отношении Валерия Будаева возбудили уголовное дело, но затем его прекратили – преследовать водителя оказалось невозможным из-за его особого статуса судьи в отставке.
Причем, по словам президента адвокатской палаты РО Алексея Дулимова, сотрудники полиции вправе были задержать водителя для установления личности, опросить или хотя бы потребовать документы. Но этого они не сделали, а просто его отпустили.
«Он был в таком невменяемом состоянии, что сначала все время твердил, что он Иванов, прятался, убегал с места ДТП. Его уводила жена и кричала, мол, «мы не при делах, чего вы к нам пристали», – напоминает события того дня вдова погибшего профессора Елена Смирнова. – Он вспомнил о своем статусе только когда протрезвел».
Дело в отношении Будаева могло быть возбуждено только председателем Следственного комитета России с согласия высшей квалификационной коллегии судей. Остатки осени, зиму и весну материалы по ДТП «ходили» по инстанциям.
«Этот процесс оказался довольно длительным, но это нормальная практика по всей стране, – отмечает руководитель отдела по расследованию особо важных дел «О преступлениях против личности и общественной безопасности» СУ СКР по РО Андрей Барашев. – 29 мая в отношении Будаева было возбуждено уголовное дело, которое в настоящее время нами расследуется».
Справедливость восторжествует в любом случае, заверил родственников профессора Смирнова Андрей Барашев.
«Будаев никаким образом не препятствует следствию и является к нам по первому требованию, – резюмировал он обсуждение «дела Будаева». – Дело возбуждено по ч. 2 ст. 264, которая предусматривает наказание до четырех лет лишения свободы. Не исключено, что после повторной экспертизы дело могут переквалифицировать в более тяжкий состав».
ДТП на Текучева
Не меньший резонанс вызвало ДТП на пересечении ул. Текучева и пер. Семашко в конце мая текущего года. 19-летнюю студентку Ксению Филимонову переехал внедорожник Nissan, когда девушка переходила дорогу по пешеходному переходу. С тяжелой травмой ноги ростовчанку доставили в больницу. По словам , как и в случае с Будаевым, приехавшие на место ДТП сотрудники полиции также не потребовали никаких документов ни у участников аварии, ни у свидетелей. Фактически сбором документов занимались сами пострадавшие.
«В течение нескольких дней после случившегося полицейские никаких мер по этому поводу не предпринимали. Заявление на бездействие полиции мы отнесли в прокуратуру, – рассказывает Кристина Филимонова. – С «мертвой точки» дело сдвинулось только 5 июня. Общественный деятель Александр Толоконников написал письмо на имя главы Общественного совета ГУ МВД по РО, и после этого было возбуждено уголовное дело по факту ДТП».
Еще один факт, который возмущает родственников Ксюши, – она проходит по делу не как пострадавшая, а как свидетель. Также, по их словам, официально не установлено лицо, которое является виновным, хотя 27 июня будет уже месяц со дня аварии. В связи с этим у родных появилось предчувствие, что дело просто хотят «замять».
«Мы просили у полицейских посмотреть постановление о возбуждении уголовного дела, но следователь ответил: «Мы не имеем права этого делать по закону». Нам даже не показали опись видеозаписи. Дозвониться водителю «Ниссана» удалось лишь единожды, но сказал, что на все вопросы будет отвечать только через адвоката. Говорят, что он бывший сотрудник правоохранительных органов», – добавила Кристина Филимонова.
Узнать позицию полиции по поводу таких особенностей расследования дела не удалось – глава пресс-службы ГУ МВД РФ по Ростовской области Наталья Устименко на круглый стол не пришла. В роли импровизированного адвоката правоохранителей выступил президент адвокатской палаты РО Алексей Дулимов.
«В Уголовно-процессуальном кодексе существуют нормы, когда и с какими заключениями пострадавшие могут ознакомиться. Вероятней всего, произойти это может, только если Ксению официально признают пострадавшей», – пояснил он.
На вопрос, почему расследование громких ДТП занимает продолжительное время, а потом создается впечатление, что виновные без особых проблем уходят от ответственности, ответила собравшимся старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Ростовской области Галина Гагалаева. Она сослалась на несовершенство российского законодательства. «Следователи стараются минимизировать затягивание со стороны виновников, но от этого никуда не денешься», – сказала Галина Гагалаева.
Заканчивая встречу, Андрей Барашев дал совет участникам и свидетелям ДТП: «Снимайте все на видео. Другой надежной панацеи я посоветовать не могу».
Фото: Фото из архива редакции