На долю Надежды Егоровой (в девичестве – Бурдуковой) выпало множество испытаний. Уроженка Петергофа потеряла во время блокады практически всю семью. Покинув Ленинград «дорогой жизни», ушла на фронт, победу встретила в Бресте. О войне она вспоминать не любит, но в канун каждого Дня Победы обязательно идет в салон красоты. Историю жизни Надежды Васильевны 161.ru рассказала ее внучка Елена.
Наша бабушка, Егорова Надежда Васильевна (в девичестве – Бурдукова), родилась 10 сентября 1923 года в Петергофе на ул. Луизино, неподалеку от дворцового комплекса. У бабушкиных родителей, Елены и Василия Бурдуковых, в семье было шесть детей: две дочки (Вера и Надежда) и четверо сыновей (Борис, Николай, Роман и Петр).
Худенькую блондинку невысокого роста с огромными синими глазами зачастую взрослые называли Наденькой. И для Наденьки, которая строила грандиозные планы на будущее, которая провела детство рядом с дворцовыми парками, жизнь изменилась 8 сентября 1941 года, когда за два дня до ее 18-летия началась блокада Ленинграда. В осажденном городе бабушка работала в госпитале.
«Меня врачи подкармливали сахаром и глюкозой. Наверное, поэтому я и выжила», – вспоминает Надежда.
Старшая сестра, Вера, успела эвакуироваться до блокады. Братья Борис и Николай в период блокады пропали без вести. Отец и брат Роман умерли от голода и были похоронены в городе. Во время блокады, на Пасху, от голода умерла мама. Есть такое отчасти церковное, отчасти народное поверье, согласно которому умереть на Пасху – знак особой милости Божией к человеку, некая «гарантия спасения».
По «дороге жизни», через Лисий Нос, Наденька сумела покинуть блокадный Ленинград вместе с маленьким Петей.
Из воспоминаний: «Дорогу жизни надо было назвать дорогой смерти. Сколько ж людей там погибло! Шоферы ехали, наполовину высунувшись из кабины. Талая вода заливала в кузов. Было очень холодно, мокро и страшно».
В поезде, по пути в Тихорецк, Петя, которому было семь лет, умер. На станции Борисоглебск Надя осталась одна.
Далее был фронт. Наша блондиночка была санинструктором в 338 отделе батальона связи Волховской группы войск, оказывала первую помощь красногвардейцам под шквалом пуль и разрывающихся снарядов, из последних сил тащила с поля боев раненых.
Из воспоминаний: «Идет бой в лесу. Мы лежим на кочке, вокруг болото. При попадании снаряда в воду кочку подбрасывает и качает. А мы хохочем, как же здорово качаться на «качелях».
При боях в Псковской области, неподалеку от села Пустошка, в 1944 году бабушка была ранена в левую руку. На лечение Надежду отправили в тыл, в Киров. Именно в Кирове, в период лечения, бабушка обучилась работать на радиостанции.
Из воспоминаний: «Наши радиостанции были просто неподъемные. Мы вдвоем еле могли переносить ее. Поэтому когда нам передали английские радиостанции, очень легкие и компактные, мы были просто счастливы!»
После лечения Наденьку направили работать на авиационный завод. Работа была столь тяжелой (приходилось вручную клепать обшивку крыльев самолетов), что она и еще несколько человек сбежали с завода в военкомат с просьбой снова отправить их на фронт.
И снова война, фронт, служба радиотелеграфисткой в 1073 Артиллерийском полку МК Западного фронта. «Сидишь в лесу, в землянке. Одна. У тебя пистолет с одним патроном. И понимаешь, что если в землянке окажутся немцы, то этот патрон лучше потратить на себя», – вспоминает она.
Окончание войны бабушка встретила в Бресте. Оттуда, учитывая ее умение работать с радиостанцией, а также знакомство с делопроизводством, направили в Днепропетровск, в авиационную часть.
Там же, в Днепропетровске, бабушка познакомилась с нашим дедушкой, Егоровым Григорием Алексеевичем, а в июле 1951 года они поженились. После они вместе вернулись в Ленинград, так как дедушка поступил на учебу в Ленинградскую военно-воздушную академию (ныне – Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского). Бабушка в Ленинграде встретилась со своей сестрой, Верой, и они поддерживали отношения всю оставшуюся жизнь.
В 1956 году наши родные переехали в город Ростов-на-Дону. Дедушка стоял у истоков создания Ростовского артиллерийского училища (РАУ) на ул. Ленина. Много лет спустя, в 2011 году, он ходил на прощание с вузом, который закрыли в связи с реформой высшего образования.
Впоследствии дедушка жизнь посвятил авиации. Долгое время он был заведующим кафедрой в Ростовском филиале Киевского института инженеров гражданской авиации (ныне – МГТУ ГА), преподавал «самые страшные» дисциплины для любого студента – сопромат и КиПЛА (конструкция и прочность летательных аппаратов).
Бабушка до пенсии проработала в институте мелиорации в отделе делопроизводства. Она так и не исполнила свою мечту, не получила высшее образование. Зато она была опорой семьи, поддержкой дедушки и любящей матерью двоих сыновей. Именно благодаря ее поддержке дедушка стал кандидатом технических наук и посвятил свою жизнь науке и любимой технике – самолетам.
С дедушкой вместе они прожили 63 года. Дедушки не стало в январе 2014 года. На похоронах светило солнце, во время залпов почетного караула в синем небе очень символично низко пролетал самолет…
Сейчас бабушке 92 года. У нее двое сыновей, две внучки, один внук и две очаровательные правнучки.
До сих пор бабушка перед Днем Победы делает прическу в салоне красоты и красит брови. Многие, кто видит ее впервые, спрашивают «А ваша бабушка родом не из Ленинграда? Чувствуется что-то такое, элегантное».
Хочется пожелать здоровья, а также сказать огромное человеческое «спасибо» всем ветеранам. Людям, благодаря которым мы живем в мирное время, в своей стране. Людям, которые ценой своей жизни, своего здоровья, своих родных и близких подарили нам будущее.
Говоря словами нашей бабушки, «Дай Бог, чтобы никогда не было войны!».
Елена Егорова
Фото: Фото предоставлено автором