Здание на Красноармейской, 94, которое проектировал знаменитый ростовчанин Лев Эберг, может быть разрушено в ближайшее время. Судьба трехэтажного строения Ростовской студии кинохроники сейчас в руках областного минкульта. Чиновники решают, включать объект в перечень культурного наследия или нет. Тем временем здание оградили и начали разбирать.

Одна из старейших в стране и мире, Ростовская студия кинохроники прекратила существование 24 сентября 2013 года. В этот день организацию (работы ее сотрудников, в частности, были доказательством зверств гитлеровцев на Нюрнбергском процессе, во многом благодаря кадрам студии Ростов получил звание Города воинской славы) продали с аукциона за 53 800 000 рублей. В лот вошло и здание на Красноармейской, 94, построенное в 1952 году по проекту знаменитого ростовского архитектора Льва Эберга.
Здания, спроектированные Львом Эбергом, сегодня входят в число самых узнаваемых в Ростове. Это – гостиница «Ростов», Дом книги, здания «Ростовэнерго», ростовского ипподрома и комплекс телецентра на 1-й Баррикадной. Еще одно строение – кинотеатр «Россия» – в настоящее время фактически утрачено, проект его реконструкции отправлен на доработку.
Тревогу били еще сотрудники студии кинохроники: как не раз повторял лидер ее профсоюза Игорь Дауров, новый собственник может сделать со зданием все, что угодно. Летом 2014 года у ростовчан, заинтересованных в сохранении исторического наследия, появились первые подозрения, что так и произойдет: вокруг здания спилили все здоровые деревья (сухостой, на который годами жаловались жители окрестных домов, при этом остался на месте), а сама бывшая студия лишилась крыши. Восстанавливать ее никто не торопился; в таком виде помещение оставили зимовать.
В конце 2014 года появились данные, что на месте кинохроники появится очередная 16-этажка. Из Союза архитекторов Ростовской области и регионального отделения ВООПиК 23 декабря в адрес министра культуры Ростовской области Александра Резванова поступило официальное обращение с требованием защитить фрагмент исторической застройки.

Ответ от министерства культуры пришел лишь 5 февраля. В письме за подписью заместителя министра Ивана Грунского говорится, что «по объекту будет организована работа по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, с целью принятия решения о включении объекта <...> в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении объекта в данный перечень».

Тем не менее, сообщил сегодня 161.ru архитектор, доцент академии архитектуры и искусств ЮФУ Артур Токарев, времени у чиновников почти не осталось: сейчас резко активизировались работы по разборке здания. И если не поторопиться с охранным статусом, от исторического здания не останется даже признаков «объекта культурного наследия».
Глава регионального отделения ВООПИиК Александр Кожин разделяет эти опасения. «Вокруг здания поставили забор, одно это уже – очень плохой признак», – отметил Александр Кожин.
При этом, подчеркивают защитники здания, в действиях владельца уже имеются противозаконные моменты – даже учитывая отсутствие особого статуса.
«По градостроительному кодексу на разбор здания, если он не памятник, не требуется разрешения. Но в любом случае для установки забора, ограждения площадки разрешение требуется. Его, скорее всего, не было, потому что проект строительства нового здания (а рабочие говорят именно об этом) в департамент архитектуры и градостроительства не поступал. Значит, не было и Проекта организации строительства – обязательного раздела в Рабочей документации к новому строительству», – поясняет Артур Токарев.
Гражданские активисты уже направили целый ряд обращений по поводу происходящего за забором на Красноармейской, 94. В известность поставили прокуратуру Ростовской области, Госстройнадзор и донское правительство, а также администрацию Ленинского района – на ее территории располагается здание.
Но и здесь процесс затягивается. Как стало известно 161.ru, администрация Ленинского района взяла недельный тайм-аут только на то, чтобы выяснить, кому сейчас принадлежит здание. Это необходимо, чтобы направить в помещение комиссию. Однако неделя при темпах работ за забором – это слишком долго, считает Артур Токарев.
Пока идет официальная переписка, в донском отделении ВООПИиК готовятся к пикету. Его, рассказал Александр Кожин, проведут, если процесс общения с властными структурами затянется и ситуация станет критической.
Добавим, что в 2013 году здание на Красноармейской, 94 купило частное лицо, как утверждает Игорь Дауров, это – экс-вице-губернатор Краснодарского края Алексей Агафонов. После ухода из власти в 2012 году экс-чиновник занялся бизнесом, ему принадлежит ООО «Агентство регионального развития». По данным из открытых источников, основным видом деятельности компании являются маркетинговые исследования и выявление общественного мнения. В списке дополнительных видов деятельности фигурируют покупка и продажа собственных объектов недвижимости, подготовка строительных участков и непосредственно строительство. Однако узнать, остается ли здание собственностью Алексея Агафонова и если «да», то каковой будет судьба строения, у 161.ru не получилось. Единственный указанный в данных о фирме телефон работал, но не отвечал.

Барельефы на здании Ростовской студии кинохроники выполнил известный ростовский скульптор Виктор Баринов. Он работал над созданием памятника Кирову, который ныне располагается на Пушкинской, после войны участвовал в восстановлении разрушенного памятника Ленину и реставрации здания мэрии – оно в военные годы лишилось большей части лепнины. Увидеть работы Виктора Баринова сегодня можно также над окнами первого яруса фасада здания филиала таможенной академии (Московская/Буденновский). Это – рельефная композиция на тему просвещения.
Фото: Фото и документы предоставлены Артуром ТОКАРЕВЫМ