В Ростовской области закрываются либо сдаются в аренду автовокзалы. Как рассказали 161.ru их кассиры, на эти меры владелец, «Донавтовокзал», пошел из экономии. В итоге жители отдаленных районов фактически оказались невыездными: ближайшие автостанции оказались в десятках километров, да и уехать с них стало проблемой из-за отсутствия внятного расписания.
Два года назад в станице Казанской (райцентр Верхнедонского района) закрылся сначала один, а затем второй автовокзал. Первый обслуживал маршруты внутрирайонные, а второй – областные.
«Причина закрытия? Понятно, что «Донавтовокзал» стал экономить, и ему невыгодно было содержать кассиров. Я тоже осталась без работы, – говорит бывшая работница автовокзала в станице Казанской Елена, попросившая не называть свою фамилию. – Правда, нужно отдать должное администрации нашего района. Недавно построен муниципальный автовокзал, где люди могут согреться и подождать свой рейс. Только вот билетов здесь не продают, водители при посадке берут деньги за проезд».
Как выяснилось, при такой схеме водители далеко не всегда учитывают права пассажиров. Льготный проезд стал мифом, за детское место в маршрутке нередко требуют полную оплату.
«В таких случаях нужно жаловаться в Министерство транспорта Ростовской области. Все наши координаты есть на сайте, – сообщил корреспонденту начальник управления транспорта Министерства транспорта Ростовской области Сергей Соколов. – Необходимо сообщить ФИО или название перевозчика, и я вас уверяю, деньги вам вернут».
Проблемы с поездками испытывают не только жители Шолоховского района. «Донавтовокзал», оказывается, теперь не хозяин на многих автовокзалах области.
Так, в прошлом году в аренду был сдан автовокзал в райцентре Песчанокопском, через который проходит маршрут Ростов–Ставрополь. На территории навели порядок, вырубили старые деревья. На самом автовокзале еще сохранилась старая табличка «Песчанокопский пункт продажи билетов» (на фото), пассажиров здесь больше не обилечивают, все за наличку. Жители района в общем-то и рады были бы платить, но не за такое качество обслуживания.
Теперь автобусы из Ставрополя сюда заходят не всегда. У нового арендатора – свои маршрутки, ездят они по предварительной записи. С одной стороны, это хорошо. Но с другой – до областного центра нужно ехать 200 километров, и куда больше для такого расстояния подходит автобус с багажным отделением и креслами, которые можно откинуть. Да и безопаснее ездить все-таки на большие расстояния на автобусах.
«К сожалению, парк автобусов устарел, – объясняет начальник управления транспорта Министерства транспорта Ростовской области Сергей Соколов. – Новый микроавтобус стоит два миллиона, а новый автобус – 12. Вот и посчитайте, что в первую очередь приобретет перевозчик. Нередко большие автобусы ездят полупустые, потому перевозчик меняет автобус на маршрутку».
Отдельная проблема – внутрирайонные рейсы. Они остаются в ведении муниципалитета, но автовокзалу теперь никак не подчинены (хотя здесь берут пассажиров), и узнать график движения невозможно. Это вдвойне неудобно, поскольку даже назначенные рейсы иногда отменяют. Видимо, заменить их должны такси – стоянка находится рядом с автовокзалом, за поездку в пределах 20 километров от населенного пункта придется отдать 300 рублей.
«Все у нас делается против народа», – оценивает «заботу» местная жительница.
Неприятная для дончан, не имеющих личного авто, тенденция коснулась и южного направления. Страдают пассажиры, которые находятся на таких автостанциях, как Егорлыкская. Маршрутки в сторону Ставрополя идут прямо, не заезжая в станицу на автовокзал, поскольку к «Донавтовокзалу» они уже никакого отношения не имеют. И пассажирам из Егорлыкской не так просто уехать в тот же Ставрополь, Песчанокопское или Средний Егорлык – маршруты теперь проложены по трассе, огибающей станицу. Единственный выход – добираться до трассы и «голосовать». Однако маршрутки зачастую забиты под «завязку», а автобусов здесь – большая редкость.
... Более года назад на губернаторской пресс-конференции по итогам 2013 года журналист из сальской районной газеты задала вопрос Василию Голубеву: «Постепенно автобусы малой вместимости вытесняют большие. Не окажется ли под угрозой перевозка льготной категории населения?» На что губернатор ответил (дословно): «Льготный проезд не отменяется ни в каком случае. Сегодня до Сальска у нас восемь маршрутов из Ростова, если не ошибаюсь, и 26 проходят через Сальск, по информации, которую я имею. Они разные: по вместимости, по количеству, по структуре. И не брать пассажиров льготной категории они не имеют права, это 100%. Это проблема, которая существует, которая требует внимания, в том числе Минтранса Ростовской области. Еще проблема – оплата проезда. Не так давно я в городской газете прочитал статью о том, что несколько лет назад обещали ввести карточки, но пока не ввели. Тяжело у нас проходит в частных предприятиях введение карточек. Но мне кажется, к этому надо идти. Мы с вниманием относимся к транспортникам, когда они обращаются с просьбой посмотреть на тарифы, и хотя мы делаем это нечасто, пытаемся учитывать их мнение…»
Как видим, за прошедший год ситуация только ухудшилась. Теперь не то что электронных карт – билет на вокзале не купишь. Возможно, проблема в том, что обладатели высоких должностей, отвечающие за пассажирские перевозки, ездят исключительно на личном авто. Понять простых дончан, которые вынуждены стоять в мороз на трассе и «голосовать», им, наверное, очень сложно.
Фото: Фото автора