Город Геннадий Матишов, председатель ЮНЦ РАН: «Пока наши руководители и народ не изучат историю Украины, мы ничего не решим»

Геннадий Матишов, председатель ЮНЦ РАН: «Пока наши руководители и народ не изучат историю Украины, мы ничего не решим»

Ростовский ученый, академик РАН Геннадий Матишов издал свой труд «Геостратегический разворот. Уроки истории от Эльбы 1945 года до Миус-фронта 2014 года. Украина». Это попытка научного осмысления ситуации в соседней стране и на общей границе. Несколько месяцев назад вышла первая книга из этой серии «Украина и Россия: книга иллюстраций взаимоотношений и истории (обстоятельства, риски, тенденции)». Ученый пытается понять исторические корни, причины, нюансы сложившейся сегодня ситуации.

– Геннадий Григорьевич, на ваш взгляд, для чего в советское время создали Украину? При прочтении вашей книги создается впечатление, что нынешняя ситуация была предрешена с самого начала.

– Украинцы этого хотели 300 лет – им и создали отдельное государство. Иначе бы они откололись. На любой странице в книге есть нюансы истории, которые все это характеризуют. Пока наши руководители и народ не изучат историю Украины, мы ничего не решим.

В 1939 году мы присоединили западную Украину, а в 1941 году они перешли на сторону немцев. А почему? К примеру, взяли бы турков присоединили и спросили у них: «Вам хорошо? Тогда идите и воюйте с японцами». Они пойдут?

Или одесская проблема. Исторические корни современного украинского раскола уходят в эпоху сталинского присоединения Галиции (бывшие земли Австро-Венгрии и Польши), Волыни (Польши) и Северной Буковины (Австро-Венгрии и Румынии). Уверен, что это надо помнить.

Украинский народ в период фашистской оккупации условно разделился на четыре разнородных течения, исходя из убеждений. Жители западных регионов поддерживали гитлеровцев как освободителей от советского ига. Многие представители Востока пошли в партизаны (Ковпак, Сабуров, Медведев, Наумов). Националисты (бандеровцы) очень скоро пошли против гитлеровцев. Часть жителей настроены были нейтрально, но были вынуждены выживать в условиях оккупации. Многие украинцы увенчали свои имена бессмертной славой в боях с немецко-фашистскими захватчиками.

Или когда Сталин проводил коллективизацию на Кубани: кубанских казаков раскулачили, забрали у них все, а в 1941 году немцы пришли. И за кого тогда кубанские казаки будут воевать? Вот вас бы взяли и раскулачили на Кубани в 1930 году, а в 1941 году немцы пришли, вы бы как на них смотрели? Как на освободителей. Все это надо учитывать. Как массовое явление проявился коллаборационизм народов Советского Союза, порядка 1,2 миллиона граждан СССР оказались в составе германского вермахта. Следует различать пассивный и активный коллаборационизм (полицаи, казаки вермахта, участники Русской освободительной армии, щуцманы и эсесовцы на Украине, аналогичные формирования в Прибалтике.

– Предположим, изучат историю, поймут. И как поступать дальше?

– А дальше нужно найти такие слова, чтобы они никого не обижали. Вот то, что сейчас по телевизору говорят и показывают, только усугубляет проблему. Их надо оттуда всех убрать – они мешают нашему президенту решать сложнейший вопрос. Вот если бы вас постоянно критиковали, что вы «западенец», вы бы как – пришли ко мне целоваться что ли? А потом выясняется, что западные украинцы в Первую мировую войну воевали против нас. Потом мы их захватили. Но они же нашими врагами были. Конечно, они ушли от мобилизации во Вторую Мировую – но об этом тогда молчали.

Вообще вся западная Украина не поддержала мобилизацию. На контролируемых немцами украинских землях по разным обстоятельствам (дезертирство, халатность военкоматов, быстрое изменение линии фронта и т.п.) осталось 5,6 миллиона военнообязанных украинцев: примерно столько человек потенциально могла дать всеобщая мобилизация (15% всего населения УСССР) и примерно столько же было призвано в Красную Армию из Украины. На Западной Украине стараниями украинских националистов началась активная диверсионная деятельность в ее тылу.

– Да, и пришел Правый сектор.

– А откуда взялся Правый сектор, вы знаете? Это не запад Украины. Это юг – Малороссия или Новороссия, как хотите называйте. Товарищ Ярош, Коломойский – они из Днепропетровска. Под влиянием миллиардера Коломойского находятся политики уроженцы Днепропетровска и Запорожья: Тимошенко, Турчинов, Наливайченко, Царев и др. Видимо, это обстоятельство наряду с другими обусловило слабую солидарность жителей Новороссии с жителями восставшего Донбасса .

– А ресурсы где взять?

– У наших олигархов. Они должны пожертвовать во благо родины. А если наши миллиардеры решатся немного пожертвовать, за ними тогда, гляди, и миллионеры подтянутся. А Украина воспитала преданных олигархов, идейных. Таких надо воспитывать и в России. У нас сейчас спроси: ты за кого? Никто не скажет. Ни нашим – ни вашим. А у них там у каждого олигарха свои батальоны, полки. Они борются за самостийность своей страны. А мы этого не учитываем, к сожалению.

– А если взять только Луганскую и Донецкую области?

– А кто их кормить будет?

– Но восток и запад Украины вряд ли смогут нормально существовать дальше.

– Более полумиллиона жителей Юго-Востока Украины укрылись на территории России. Многие уехали на запад Украины. В прессу просочились данные о том, что после окончания активной фазы АТО правительство Украины прорабатывает план возможного поэтапного переселения на Юго-Восток 250 тысяч жителей сел Западной Украины.

– Для меня Харьков с западом не ассоциируется. Я всегда его считала ближе по духу с Донецком, Луганском.

– Это так в школьном учебнике было написано. Территориально они на востоке находятся, а идеологически – нет. Сейчас все повязано капиталами. В Харькове сидит Правый сектор. Вспомните недавнее факельное шествие – 40 тысяч вышло. Этим они хотели сказать: «Ребята, сидите и не высовывайтесь». Тем более, они там как чекисты фактически. Намекают, чтоб сидели молча, иначе сделают, как в Одессе. Еще пример. В середине марта в Харькове активисты «Правого сектора» открыли стрельбу по мирным гражданам и захватили в заложники несколько человек. Освободить пленных и обезвредить радикалов удалось только под утро. Среди харьковчан были погибшие и раненые.

– То есть в создание Новороссии вы не верите?

– Нет, я верю в Путина и в то, что он пойдет до конца.

– Что значит «до конца»?

– Надо было идти дальше – добровольческая армия дошла до Ялты, а потом стали останавливаться. Потому что не хватило ресурсов. Юг – он разнородный, в этом вся беда. Они бы уже дошли до Одессы. Сейчас уже юг не забрать – это надо было делать сразу. Армия тогда разогналась, дошла почти до Мелитополя, осталось чуть-чуть, а тут они говорят: «А мы России еще и санкции введем».

– Как быть сейчас России? Если юг Украины своим сделать не получается, как договариваться с украинской властью?

- Главное – не обострять отношения. В Украине народ многослойный, его надо понять. Мы должны знать все их сильные и слабые стороны, чтобы использовать в нашу пользу. Обязательно ослабить пропаганду по телевизору. Самый лучший способ – это договориться с украинской властью, как это сделали американцы.

С книгой «Геостратегический разворот. Уроки истории от Эльбы 1945 года до Миус-фронта 2014 года. Украина» можно познакомиться в библиотеке ЮНЦ РАН или ДГПБ.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство, и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Дано» и решение. Рассуждаем о том, как женщины в колясках рожают и воспитывают детей
Ирина Бабичева
Специальный корреспондент 161.RU
Рекомендуем
Объявления