Более половины жителей Ростова-на-Дону остались без горячей воды из-за конфликта компаний. «Ростовводоканал» на несколько часов остановил подачу воды на котельные своего должника «Лукойл-Ростовэнерго». В итоге к разрешению ситуации присоединились власти города и региона, заодно попросив контролирующие органы проверить законность такого метода выбивания долгов.
Горячая вода внезапно пропала из кранов почти 650 тысяч ростовчан утром 1 октября. Как выяснилось позже, около 3000 многоэтажек, 260 учебных заведений, 125 медучреждений и 85 детсадов лишились привычного комфорта из-за крупной суммы – 43 миллионов рублей, которые ООО «Лукойл-Ростовэнерго» задолжало АО «Ростовводоканал». В организации такой шаг назвали вынужденной мерой.
«Это – долг за три расчетных периода. С неплатежами мы не можем мириться, у нас есть свои расходы, на которые нужны средства. Мы работаем над улучшением качества воды и водоснабжения, в этом году введены важные объекты. Но они очень энергоемкие, и за электричество нужно платить», – рассказал 161.ru пресс-секретарь АО «Ростовводоканал» Андрей Крюков.
По его словам, вода не подавалась менее 12 часов: подачу прекратили вечером вторника, 30 сентября, а возобновили утром 1 октября. Однако этого хватило для взрыва недовольства. Неожиданное отключение горячей воды стало главной темой форумов, соцсетей. Далее к разрешению ситуации подключились чиновники.
«Было достигнуто компромиссное решение. На сегодня вода уже на ТЭЦ-2 подается, началось заполнение сетей. Я надеюсь, что к вечеру горячая вода в городе будет», – заявил заммэра Ростова-на-Дону по вопросам ЖКХ Владимир Арцыбашев.
Впрочем, найти горячую воду в кранах оказалось значительно большей проблемой, чем найти компромисс. Как сообщают читатели 161.ru, в ряд многоэтажек привычный комфорт не вернулся и сегодня к середине дня. Вот лишь некоторые из комментариев, которые оставили наши пользователи в районе 13:00. Орфография и пунктуация сохранены:
«орбитальная 28,воды нет. подруге на северном дали,но течет холодная и ржавая со вчерашнего вечера и до сих пор».
«На Ленина вообще ни холодной ни горячей нет!!!»
«Беляева 16 воды горячей нету, но она протекает рядом по дороге и не кого это не волнует!».
Андрей Крюков в ответ на жалобы горожан снова подчеркнул, что «Ростовводоканал» полностью возобновил водоснабжение еще накануне и порекомендовал по поводу отсутствия горячей воды обращаться к «Лукойл-Ростовэнерго».
Несмотря на то что горячая вода все же постепенно возвращается в дома горожан, конфликт не исчерпан. Произошедшее вызвало возмущение в правительстве Ростовской области. Министр ЖКХ области Сергей Сидаш посетовал, что обе компании не сочли нужным поставить власти в известность о конфликте и грозящем отключении. А вице-губернатор Сергей Горбань потребовал провести административное расследование и передать его результаты в прокуратуру.
Впрочем, и без этого произошедшее может оказаться в центре внимания контролирующих органов.
«Прекращение Водоканалом подачи воды на котельные «Лукойл-Ростовэнерго» возможно совершено в нарушение целого ряда норм действующего законодательства. Почему «возможно»? Потому что однозначно это можно утверждать только после проведения проверки и изучения всех обстоятельств дела и документов. Ведь есть вероятность, что виновен в этом не только Водоканал, но и «Лукойл-Ростовэнерго». Проведение такой проверки входит в полномочия органов прокуратуры, которые могут привлечь к такой проверке и соответствующие контролирующие органы (УФАС и т.д.)», – рассказал 161.ru руководитель Службы Правозащиты Ростовской области Виталий Криворот.
В этой ситуации, продолжает эксперт, можно говорить о нарушении статьи 21 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В соответствии со статьей, организация, которая осуществляет горячее водоснабжение, может прекратить или ограничить его. Но лишь с предварительным уведомлением не менее чем за сутки абонента и органов местного самоуправления и в случае, если у абонента есть долг по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода и более. Однако далее четко указывается, что «прекращение или ограничение водоснабжения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения».
В пункте 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) при этом говорится: ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
«Кроме того, если Водоканал занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения города, то можно рассматривать эту ситуацию также с точки зрения нарушения Федерального закона «О защите конкуренции», к примеру, пункта 4 части 1 статьи 10 этого ФЗ. Данной нормой закона компаниям запрещается злоупотреблять своим доминирующим положением и производить действия, которые могут ущемить интересы граждан», – резюмирует эксперт.
«Имеет место нарушение постановления правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», – высказал свою точку зрения юрист Олег Сергеев. О возможном нарушении законодательства заявили и на «горячей линии» департамента по защите прав потребителей Ростовской области.
«Практика свидетельствует, что добросовестные потребители не должны страдать от такого рода конфликтов. Можно обращаться в ФАС и просить принять меры антимонопольного реагирования», – сообщил специалист «горячей линии».
Любопытно, что крайняя мера, на которую пошел «Ростовводоканал», пока не помогла компании вернуть долг. Представитель водоснабжающей организации констатировал, что воду включили не из-за того, что на счет «капнули» деньги, а из-за понимания, какой стресс от этого переживают рядовые горожане. В «Ростовводоканале» надеются, что широкий резонанс и внимание со стороны властей региона все же повлияет на финансовое поведение «Лукойл-Ростовэнерго».
Между тем оппоненты водоканала открыто называют его действия неправомерными и заявляют, что финансовая ситуация не требовала столь жестких мер.
В «Лукойл-Ростовэнерго» признали, что долг действительно есть, однако – лишь за один расчетный период, а последнюю оплату энергетики проводили 11 сентября. При этом в компании сослались на ФЗ «О водоснабжениии и водоотведении». По нему организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, вправе прекратить или ограничить подачу холодной воды, если есть долг не менее чем за два расчетных периода. В компании также заявили, что решение «Ростовводоканала» отключить воду принесло убытки энергетикам.
«В результате перебоев в подаче воды у энергетиков вышло из строя дорогостоящее оборудование, – сообщили в пресс-службе организации. – Сложившаяся нештатная ситуация и незаконные действия АО «Ростовводоканал» привели не только к негативным социальным последствиям, но и к прямым убыткам ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго на общую сумму примерно пять миллионов рублей».
В «Лукойл-Ростовэнерго» заверили, что компания продолжает активную претензионно-исковую работу со своими должниками.
«По мере поступления дебиторской задолженности обязательства перед водоканалом будут выполнены в полном объёме», – пообещал генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» Алексей Самодуров.
Фото: Фото с сайта Belive.ru