Сделать из Ростова-на-Дону культурную столицу юга России не получается из-за отсутствия поддержки региональных и городских властей. В этом убеждены ростовчане, которые реализуют в донской столице культурные и социальные проекты. За круглым столом они пытались понять, какие проекты нужны городу и какова роль властей в их организации.
По мнению людей, работающих в культурной сфере, в Ростове нет так называемого «брендирования» культуры. Исключение составляет казачество, но в донском регионе много и других современных веяний в музыкальной, музейной, театральной, литературной жизнях. Продвинуть свои идеи и, главное, получить финансирование для их воплощения, непросто.
«Мы не раз подавали заявки на всякие конкурсы, тендеры, – говорит директор музея современного изобразительного искусства на Дмитровской, – но никакой поддержки от властей не получали. Хотя за десять лет существования музея провели более 200 выставок, на которых мы бесплатно выставляем художников. У нас очереди расписаны на несколько лет вперед. Мы бесплатно занимаемся с детьми, но помощи на социальные проекты не получаем».
О том, что их не замечает министерство культуры Ростовской области, заявила и главный режиссер «Театра 18+» Ольга Калашникова. «Жаль, что на встречу не пришел министр культуры Александр Резванов. Разговор был бы более продуктивным», – уверена режиссер.
Александр Резванов, кстати, был заявлен на участие в круглом столе, но в последний момент планы свои изменил.
Разработка громких культурных проектов, которые заставляют говорить о городе за его пределами – это двойная польза для любого региона. По мнению многих участников круглого стола, дела в этом плане в Ростове обстоят плачевно.
«Сфера культуры будто выключена из актуального экономического развития. В то время как мы видим, что целый ряд регионов и городов используют свой культурный потенциал, культурные проекты для того, чтобы успешнее позиционировать свой регион, город, чтобы формировать в нем культурную среду, которая располагает к тому, чтобы разные культурные деятели не уезжали из этого региона», – считает руководитель Центра изучения современной поэзии ИФЖиМК ЮФУ Владимир Козлов.
Пример успешного культурного позиционирования – Вологда. Поделиться своим опытом на круглый стол пригласили шекспироведа, главного редактора журнала «Вопросы литературы» Олега Шайтанова.
«Вологда не без моего влияния особо полюбила Шекспира. В этом году в начале июня в Вологде прошел трехдневный международный шекспировский фестиваль. Это были 14 театральных представлений, выставки. Все завершалось общегородским шекспировским карнавалом, на который пришли больше тысячи человек».
Ростовские коллеги поинтересовались у вологжанина источником финансирования этого мероприятия. «Финансировал город, департамент культуры, а также деньги выделялись из фонда вице-губернатора», – ответил Олег Шайтанов.
«В Ростове все бы пресекли на корню», – посетовал писатель Денис Гуцко. Лауреат премии «Русский Букер» уже пытался организовать в Ростове писательский семинар для молодых дарований. «Семинар помог бы молодым людям засветиться на федеральном уровне. Но все мои инициативы поддержаны не были», – признался Денис Гуцко.
Вологодский гость согласился, что многое зависит от тех, кто находится у власти. «Шекспировский проект не состоялся, если бы на посту были другие люди. Наши вице-губернаторы, которые за эти 20 лет занимали посты, были чрезвычайно лично заинтересованы этим проектом, были готовы его продвигать. Но не нужно думать, что в Вологде все так благополучно. Я только что написал письмо губернатору, проведя месяц в Вологодской области – закрылся музей Батюшкова, музей Клюева, не могут открыть музей Василия Белова. Очень большие трудности возникают. И я понимаю, когда отвечают, что нет денег».
Но в Ростове есть и положительный опыт сотрудничества с властями. Им поделилась руководитель интерактивного музея наук «Лабораториум» Екатерина Беляк. «Сначала написала президенту РФ и рассказала о идее создания такого музея. Написала о его перспективах, опыте американских коллег. Минобрнауки РФ дал мне большую информационную поддержку. Потом я обратилась к донскому губернатору и тоже получила великолепную поддержку. Переходить полностью на содержание властей я не собираюсь. Они помогают информационно в организации конкурсов и других мероприятий, просветительских программ для детей, – говорит Екатерина Беляк. – И чего я добилась благодаря этой поддержке? Более 25 тысяч детей посетили «Лабораториум» за девять месяцев. Школьников везут автобусами к нам, некоторые школы побывали у нас по пять-шесть раз».
Эксперты сошлись на мнении, что «финансового дождя» Ростову пока не видать, поэтому творческим людям нужно скооперироваться и создать общественно-наблюдательный совет по культуре. Нужна общая структура, которая будет помогать и информационно, и финансово. В следующий раз участники планируют встретиться для создания рабочей группы. Ростовские деятели культуры верят, что еще организуют в донской столице интересный проект, о котором узнают даже за пределами страны.
Фото: Фото автора