RU161
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Ростове-на-Дону
Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -8

0 м/c,

766мм 55%
Подробнее
4 Пробки
USD 99,93
EUR 103,29
Город Наш генерал

Наш генерал

Ростовчанка Валентина Хохонова (в девичестве Воронина) встретила День Победы в Берлине. К этому времени 21-летняя девушка, попавшая на фронт осенью 1941-го, прошла почти всю Европу. Минуло 69 лет, но ее рассказы о реалиях войны и сегодня поражают родных и близких. Что чувствовала юная девочка из тихой русской деревни под артобстрелами, в походах и изнурительных марш-бросках, попыталась представить дочь ветерана Людмила Цурикова.

Моя мама пополнила ряды защитников Отечества в 18 лет. В день совершеннолетия моей дочери я по-настоящему осознала, как мама была молода, когда уходила на фронт. Сейчас дочь уже гораздо старше той девочки, которая вместе со всей страной защищала ее будущее.

Вот вкратце история мамы. Родилась в январе 1924 года в Горьковской области, в деревне Коженка. В 1940-м поступила в школу медицинских сестер в Горьком. Война застала девчонок во время сдачи экзаменов. Летние каникулы отменили. Ускоренная программа обучения – и в апреле 1942 они уже держали в руках свидетельства медицинских лаборантов. Затем краткосрочный курс молодого бойца. Уже 30 мая одиннадцать выпускниц принимают военную присягу.

Родители 18-20-летних девочек, вы можете представить своих детей, шагающих по дорогам войны? Примеряя ситуацию на себя, особенно остро ощущаешь трагизм тех событий и того времени... Молодые, красивые, нежные, ранимые девчонки, чьи-то любимые дочки, и неустроенный быт походной жизни, боль, кровь, страдания, смерть – все, с чем им неизбежно придется столкнуться.

Июль 1942-го – деревенская девочка, вчерашняя студентка уже на Воронежском фронте в должности старшего лаборанта.

Ноябрь того же года – Ленинградский фронт. Дорога жизни через Ладожское озеро. Мама часто вспоминает марш-бросок по льду. Шли с шести вечера до девяти утра, строго соблюдая дистанцию. Холодно, страшно, от усталости к концу пути просто валились с ног, но останавливаться было нельзя! Бойцы над молодой девчонкой подшучивали: «Валюша, ты в Ленинграде одна не ходи… блокадники съедят – ты такая аппетитная!».

В Ленинграде были страшные бомбежки и арт-обстрелы. Во время одного из них в феврале 1943 года маму ранило.

С молодым доктором Дусей они отправились на осмотр раненых, в госпиталь. Девушки были почти ровесницами и очень сдружились. Едва зайдя в подъезд здания, Дуся обнаружила, что не взяла фонендоскоп, и поручила маме принести его. Та выбежала из подъезда, и в этот момент в здание прямой наводкой летят снаряды.

Дуся и все раненые бойцы погибли. Мама получила черепно-мозговое ранение. Четыре месяца она была без сознания. Вопреки прогнозам врачей – выжила. Вспоминает, как снимали повязки с глаз. Из-за отека век глаза не открывались. Врач попросил рассказать, что она увидит, когда он раздвинет ей веки.

«Свет», – отвечает мама.

«Молодец! Правый глаз видит», – констатировал доктор.

«И левый тоже», – чуть не плача, пропищала мама.

«Конечно, видит!» – поддержал ее врач, хотя надежды на это были ничтожны. К счастью, зрение и второго глаза сохранилось. Не в полном объеме, но она видела.

Следующая запись в военном билете – Брянский и 1-й Украинский фронты, июль 1943 – май 1945.

... А я снова примеряю ситуацию на себя. Май 1942-го – военная присяга. 2 февраля 43-го – страшное ранение, шесть месяцев госпиталей – и опять в строй! Мама вспоминает, как она, 19-летняя девочка с коротким ежиком на голове и обезображивающими лицо огромными келоидными рубцами, отправляется в новое расположение – санэпидэмчасть при 4-й танковой армии под командованием гвардии генерал-полковника Лелюшенко. Чуть больше года отделяет ее от мирной жизни, и столько испытаний и потерь...

При выписке из госпиталя она узнала о гибели Дуси. Для мамы это была огромная утрата. Но нужно было жить. Жить и за себя и за нее.

Их санэпидемчасть следовала сразу же за передовыми войсками. Медики брали пробы воды и продуктов, проверяли территорию на наличие инфекционных заболеваний. Фашисты при отступлении могли отравить воду в колодцах или водопроводных системах, заразить смертельно опасными инфекциями раненых или заключенных концлагерей. Беспечность в этих вопросах могла нанести большой урон нашим войскам.

Две Валентины за работой

Санэпидотряд состоял из 25 человек. В их распоряжении было две машины-лаборатории. Так прошагали они дорогами войны два года, сроднившись и став одной семьей.

Санэпид отряд
Санэпид отряд. Женский состав - стоят Валентина Князева, Валентина Воронина, Зинаида (фамилию не помнит), в первом ряду Ухалова Лидия Григорьевна и Юлия Гавриловна
1 из 2
Санэпид отряд

Мама вспоминает своих подружек – лейтенанта медицинской службы, сибирячку Валентину Князеву, и Анечку Лейман из Винницы. Вспоминает, как кашеварили под руководством майора медицинской службы, москвички Ухаловой Лидии Григорьевны.

Вспоминает, как она свой офицерский паек (спирт, махорку и шоколад) меняла на красивые платья и туфельки, и как они, подружки-сослуживицы, фотографируясь, спешили переодеться в гражданскую одежду.

Шла война, а девчонки оставались девчонками.

Девчонки в гражданском. Мама Валентина Воронина, Анна Лейман, Валентина Князева, Василий Червунин и Генрих

Географию мира они изучали, одерживая победу за победой и подвигаясь все дальше на запад. Висла, Краков, Будапешт, озеро Балатон, Прага.

Девочка из российской глубинки дошла до Берлина. Была на развалинах Рейхстага. Достойно перенесла все трудности и не сломалась. Мама вспоминает, что ни она, ни те, кто был рядом с ней, ни на одну секунду не усомнились в своей победе! Даже в самые сложные для нашей страны дни они были уверены, что победят.

До ноября 1946-го, долгих полтора года, мама находилась в Германии, в рядах советских войск, поддерживающих порядок. В 22 года вернулась с войны инвалидом второй группы – один глаз уже практически не видел. Награждена медалью за оборону Ленинграда, орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны I степени, благодарственными грамотами за взятие Берлина и освобождение Праги.

1 из 4

После войны трудилась на благо Родины. Работала в детской поликлинике. Трудовой стаж – 38 лет. За многолетний добросовестный труд награждена медалью ветерана труда.

В этом году мы отметили ее 90-летие. Но самый главный праздник в нашей семье – 9 Мая. Праздник нашей бабушки, прабабушки и мамы. За столом соберется вся семья, чтобы в очередной раз сказать нашему домашнему генералу спасибо.

Наш генерал

... А я, в эти дни глядя на наших уважаемых ветеранов и счастливых молодых девушек и юношей, в очередной раз буду проводить параллели. Как молоды они были в далёкие сороковые. И как обыденно каждый день совершали подвиги.

Людмила ЦУРИКОВА
Фото: Фото предоставлено собеседником 161.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
ТОП 5
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления