Не дожив всего года до 50-летия, закрылся Ворошиловский мост. В последние дни жизни мост пережил настоящее паломничество: сотни ростовчан спешили сфотографироваться на фоне обреченного. К всеобщей скорби присоединяется и 161.ru. Мост и пейзажи, которые мы потеряли – в фоторепортаже-воспоминании.
Классический некролог принято начинать с даты рождения. Таковой для Ворошиловского моста формально стало 9 октября 1965 года – именно в этот день состоялось официальное открытие объекта, связавшего два берега Дона. На строительство 450-метрового сооружения потребовалось четыре года.
Строили мост по новаторской технологии – без болтов, исключительно на клеевых стыках. Задумка архитекторов состояла в следующем: бетонные блоки весом до 30 тонн ставили на Т-образные опоры, скрепляя между собой бустилатным клеем. Затем через конструкцию протягивались стальные тросы. Арматура укладывалась в два слоя: первый проходил практически под проезжей частью, второй – ближе к опорам.
Шли годы. Аскетичный, но узнаваемый внешний облик моста стал прочно ассоциироваться с Ростовом-на-Дону, перекочевал на открытки и даже стал частью другой достопримечательности – мозаичных панно в ростовских переходах. Но время работало против моста: число автомобилей росло, а технология строительства оказалось миной замедленного действия.
Таймер впервые сработал в 2007 году. К этому времени через мост, рассчитанный на 19 тысяч автомобилей в сутки, проходило почти 50 тысяч. Арматура начала деформироваться. Осенью во время обследования на восточной стороне комплекса, между пятым и шестым блоками в нижней части пролетного строения, специалисты обнаружили трещину. С 21 октября мэрия закрыла мост для автотранспорта.
«Отключение» главной артерии, связывающей два берега Дона, заставило власти раньше запланированного приступить к строительству нового моста – в створе улицы Сиверса. Ворошиловский же мост укрепили подпорками. Уже в декабре 2007 года возобновилось движение автобусов, а летом 2008 на мост вернулся автотранспорт – за исключением грузовиков. Новый мост, названный впоследствии Темерницким, построили в сжатые сроки и открыли в конце 2010 года.
Тем не менее, особой народной любви «сиверский мост» не получил. При любом удобном случае дончане пренебрегали проездом по просторному шестиполосному пролету с пропускной способностью в целых 60 тысяч автомобилей за сутки, предпочитая томиться в пробках на подступах к Ворошиловскому мосту и на нем самом.
«Второго дыхания» хватило на шесть лет. В январе 2014 года специалисты увидели, что коррозия затронула уже и верхний слой арматуры. Деформации и просадка усилились до такой степени, что мост грозил обрушиться даже под собственной тяжестью. В ночь на 15 февраля Ворошиловский мост закрыли, теперь уже – навсегда.
В итоге день влюбленных для ростовчан стал днем любви к Ворошиловскому мосту. Судя по снимкам в соцсетях, сотни горожан отправились в последний день работы моста на фотосессии – в сеть выложены сотни снимков с трогательными подписями.
Закрытие моста стало шоком, хотя, по правде говоря, судьба его уже была известна, и конструкцию все равно бы разобрали. Это предусматривает проект строительства нового – уже шестиполосного – Ворошиловского моста. На последних кадрах с Ворошиловского видны очертания будущей конструкции.
Сначала – к концу первого квартала 2015-го – рядом с закрытым мостом возведут точно такой же переход. Сразу после сдачи объекта верховой мост обещают открыть для движения. Пока люди будут ездить по дублеру, старый мост разберут, укрепят фундамент и к концу 2017-го сдадут «новострой».
На левом берегу Дона уже идет грандиозная стройплощадка. Примечательно, что разбирать старый мост и строить новый будет организация, которая однажды, в 1961-1965 годах, уже связывала два берега Дона – «Мостоотряд-10».
Тем не менее, минимум на год ростовчане остались без кратчайшего пути с правого, рабочего и спального берега, на левый – берег отдыха и развлечений. Есть и другие нематериальные ценности. К примеру, эти виды на покрытый льдом Дон.
Фото: Фото Анны ВОЛИК, из архива редакции и из открытых источников