Более 30 лет колонии строго режима на двоих – такой приговор в Ростове получили убийцы турка-месхетинца Арслана Назимова. Всего по громкому делу проходили шесть человек: троих приговорили к исправительным работам, а одного – к 1,7 колонии-поселения, которые он уже отбыл, находясь в СИЗО.
В Северо-Кавказском окружном военном суде объявили приговор шестерым обвиняемым в убийстве 19-летнего Арслана Назимова, совершенном 6 мая 2012 года в сквере возле Дворца спорта. На скамье подсудимых оказались шесть человек в возрасте от 19 до 25 лет. Молодые люди в зависимости от содеянного обвинялись по статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» и впервые в истории донской судебной практики по пунктам «ж» и «л» части 2 статьи 105 УК РФ «Убийство по мотивам национальной ненависти». По последней «проходили» двое – Дмитрий Курганский и Андрей Мурка.
За несколько минут до оглашения перед залом заседания собралось несколько десятков человек. Почти все из них – адвокаты, друзья и родственники подсудимых. Со стороны потерпевших – мать убитого, Геннадий Басалгин, которого обвиняемые избили в тот вечер, и еще двое мужчин. Все то время, пока оглашался приговор, они сидели, ни на кого не обращая внимания. Только женщина изредка вытирала слезы.
Оглашение приговора было назначено на 11:00, однако началось на час позже. Все это время Курганский заметно нервничал и не сидел на месте, а ходил за стеклом взад-вперед, иногда что-то шепча себе под нос. Находившийся в клетке вместе с ним Андрей Мурка наоборот сидел неподвижно и изредка переговаривался с адвокатом.
Как пояснила пресс-секретарь СКОВС Алена Катькало, по ходатайству одного из подсудимых – Ильи Самотюка – приговор выносили присяжные – 3 декабря была сформирована коллегия, а 26 декабря вынесен вердикт.
Около 12:00 судья Станислав Жидков начал зачитывать приговор. В течение получаса он рассказал краткую биографию каждого из подсудимых и кто по каким статьям обвиняется, а затем в очередной раз напомнил события того вечера.
«6 мая 2012 года в период с 20:00 до 21:00 Курганский и Мурка в целях публичного возбуждения национальной ненависти и вражды, унижения человеческого достоинства по признакам национальности решили в общественном месте спровоцировать конфликт с лицами нерусской национальности. Для этого в сквере около Дворца спорта они собрали около 10-15 человек. Около 22:00 они по команде Хрущева выстроились в колонну и маршем прошли по аллее вокруг клумбы дворца, выкрикивая лозунги «Россия для русских», распевая песню «Замечательный скинхед» и скидывая «правую руку» в нацистском приветствии. Внимание участников акции привлекли сидящие на лавке Арслан Назимов, турок-месхетинец по национальности, и его друг. Они начали их избивать. Назимову удалось вырваться от избивавших его. Самотюк, Курганский и Мурка догнали его и повалили с ног. После этого Самотюк, ударивший его разбитой стеклянной бутылкой, скрылся, а подбежавшие Курганский и Мурка имевшимися у каждого ножами стали наносить многочисленные удары по телу. При этом Мурка, желая лишить жизни Назимова, нанес ему ножом в заднюю левую боковую область груди не менее девяти ударов. Курганский сначала ногами избивал жертву, а затем нанес удар ножом в шею, явившийся причиной смерти Назимова», – описал события кровавого вечера судья Северо-Кавказского окружного военного суда Станислав Жидков.
Учтя все смягчающие обстоятельства, например, воспитание в неполных семьях, явку с повинной, а также положительные характеристики с мест проживания, некоторых подсудимых, суд вынес следующий приговор: в совокупности по статьям 282 УК РФ и пунктам «ж» и «л» части 2 статьи 105 УК РФ Дмитрию Курганскому назначить наказание в виде 19 лет лишения свободы в колонии строго режима, Мурке – 11 лет и 2 месяца также «строгача».
После услышанного Андрей Мурка расплакался и схватился за сердце, но никто из конвоя не обратил на это внимание. А через мгновение и сам осужденный взял себя в руки и продолжил смирно выслушивать приговор своим друзьям. Тем временем судья продолжил зачитывать вердикт коллегии присяжных заседателей, из которого следовало, что Юрия Хрущева, Владимира Иванова и Павла Деникина приговорили к исправительным работам, а Илье Самотюку назначили один год и семь месяцев колонии поселения, которые он уже отбыл, находясь в СИЗО. Прямо в зале суда Самотюка освободили.
Кроме того, потерпевший Геннадий Басалгин, подал иск о взыскании с Хрущева компенсации за нанесенный моральный и физический ущерб 50 тысяч рублей. Суд удовлетворил этот иск частично – в размере десяти тысяч рублей.
Фото: Фото автора и Василия ДЕРЮГИНА