Одним из главных событий донского казачества в уходящем году стала смена руководства. Пост атамана Всевеликого войска Донского Виктора Водолацкого, 12 лет возглавлявшего ВВД, сменил Виктор Гончаров, замгубернатора Ростовской области. Удается ли ему совмещать сразу две должности? Почему казаки не довольны выданными им земельными участками? Когда в Ростовской области появится полноценная казачья станица? Ответы на эти и другие вопросы дал Виктор Гончаров.
– Виктор Георгиевич, в июне этого года вас выбрали атаманом Всевеликого войска Донского. В то же время вы не покинули и кресла заместителя губернатора Ростовской области. Как удается совмещать две должности? Одно другому не мешает?
– Вы знаете, на сегодняшний день совмещение мне только помогает. Просто без того ресурса, который у меня есть как у замгубернатора, я никакие вопросы решить не смогу. С самого начала у меня с губернатором была договоренность, что, став атаманом, полномочия замгубернатора я сохраню за собой. И сейчас полномочия замгубернатора позволяют мне более эффективно ставить задачи тем же главам муниципальных образований и решать вопросы с федеральными органами власти.
– За прошлый год Всевеликое войско Донское, как говорил бывший атаман Виктор Водолацкий, потратило около 230 миллионов рублей. А на следующий год, как следует из проекта бюджета Ростовской области, заложено уже 630 миллионов рублей. Куда пойдут деньги? Расскажите также, для чего создается ГАУ «Казаки Дона»?
– Это государственное автономное учреждение создается как раз для того, чтобы выполнять концепцию стратегии государственной политики в отношении казачества, выполнять полномочия прежде всего органа исполнительной власти. Около 177 миллионов из указанной суммы пойдут на зарплату казакам-дружинникам. Остальные деньги пойдут на кадетские корпуса.
– До сих пор остается не понятным и официально не закрепленным статус казаков. Так кто же такие казаки?
– Современное понятие казаки – это люди, которые несут государственную службу, являются патриотами. Патриотизм означает, что человек ставит личное ниже потребностей государства, то есть, в первую очередь человек должен все сделать на службе, а уже потом делать что-то для себя и своей семьи. Еще одна характеристика казачества – это духовность. Вот эти понятия, духовность и патриотизм, и являются основой казака современного. И чтобы этому соответствовать, нам предстоит очень многое сделать. К сожалению, с возрождением казачества в него было превнесено много нового, в том числе и придуманного в 90-е годы. Поэтому сейчас наша задача написать современную историю не только Всевеликого войска Донского, но и всего казачества.
– Насколько я знаю, в собственности у ВВД есть много земли. Как она используется?
– ВВД имеет довольно-таки значительный земельный фонд (Порядка 80 тысяч га. – Прим. автора). Но он закреплен не непосредственно за войском, а за казачьими обществами. Каждое из них распоряжается землей по своему усмотрению. Изучив вопрос, я увидел, что, к сожалению, общества в основном сдают землю в аренду. Здесь, конечно, можно ругать атаманов за неэффективное использование земельного фонда, но если проанализировать, то становится понятно, что в основном на этой земле находятся выпасы, неудобья и хорошей земли никто казакам не дал. К тому же эти земли разбросаны и объединить их в одну территорию не получится. Вы же представляете, что создай мы хозяйство площадью, например, в 50 тысяч га, оно было бы очень прибыльным. А деньги войско могло бы пустить в том числе и на свое развитие. Но эта земля разбросана, и на сегодняшний день эффективно использовать ее нельзя. Поэтому мы будем разговаривать и с правительством Ростовской области о замене земли пусть на меньшее количество, но на землю, сосредоточенную в одном месте, которую можно эффективно использовать.
– В Ростовскую область часто приезжают иностранные знаменитые актеры и певцы. И практически каждого из них принимают в казаки. Когда уже закончится этот фарс?
– Процедура приема в казачьи общества четко определена указами президента. А то, о чем идет речь, насколько я понимаю, это «гуляльная» процедура, когда приезжим хотят доставить удовольствие, приняв их в казаки. Но, естественно, они казаками не становятся. Поэтому как-то реагировать на это я бы не стал. Просто у нас уже сложилась уже такая традиция. В Старочеркасске даже есть атаман, который всех принимает в казаки и выдает грамоты. Но никакой юридической силы это не несет. Они не в казаки принимают. В кого они принимают, я не знаю.
Сейчас уже на государственном уровне утверждена форма, чины казачьи, знаки различия, знамя и герб войска. Идет перерегистрация казачьих обществ, перезаключение договоров и будут выдаваться удостоверения казака. Это примерно как паспорт гражданина Российской Федерации с фотографией, печатями и обязательной отметкой военного комиссариата. И гражданин, который будет идти в утвержденной форме без соответствующего удостоверения, будет сразу же подвергаться административному штрафу.
– Не так давно губернатор Ростовской области предложил идею создания полноценной казачьей станицы. Как вы смотрите на это?
– Я думаю, это очень правильное решение. Полагаю, это будет совсем небольшая станица, около 20-30 семей, но для них нужно создать возможность заниматься каким-то подсобным хозяйством, на котором они смогут зарабатывать. Этот проект уже начат. Даже определены инвесторы, которые будут заниматься строительством этой казачьей станицы. Она должна появиться к чемпионату мира по футболу в 2018 году.
– В настоящее время на Дону есть чуть больше тысячи казаков-дружинников, но фактически они исполняют лишь роль наблюдателей, то есть не имеют права вмешиваться в случае чего. Да и получают за свою работу они незначительные суммы. Не планируется ли исправить эту ситуацию?
– Конечно, первостепенная задача войска – это наведение порядка на территории области. Это касается и мусора, и стоянок, и общественного порядка. Но на сегодняшний день по закону казаки-дружинники могут патрулировать только с представителями полиции. Кроме того, для эффективного патрулирования не достаточно самих казаков-дружинников. Сегодня их у нас 1186, но, как только выйдет закон о казачьих дружинах, это количество значительно увеличится. На сколько увеличится, пока говорить рано, ведь мы не можем набрать людей, которые не соответствуют требованиям, а они должны быть такие же, какие применяются к сотрудникам патрульно-постовой службы.
Сейчас казаки-дружинники получают на руки порядка шести тысяч и это, конечно, очень мало. Поэтому 70% дружинников, и я не скрываю этого, составляют пенсионеры. Соответственно, вы представляете возрастной состав дружинников. Нам предстоит поднять качественный состав дружинников. Но уже в ближайшее время, поверьте, вы почувствуете позитивное присутствие казачества на улицах, в парках, на железнодорожных вокзалах, местах массового скопления людей. Вскоре появится закон, который значительно расширит функции дружинников и для наведения порядка этих функций будет достаточно.
Виктор Гончаров родился в рабочей семье в городе Константиновске Ростовской области 4 февраля 1961 года. В 1983 году окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт. В 1983 году стал механиком ПМК-20 треста «Донгидрострой» Усть-Донецкого района. С 1983 по 1985 годы проходил срочную службу в вооруженных силах. После занимал инженерно-технические и руководящие должности на предприятиях Константиновского, Мартыновского и Усть-Донецкого районов Ростовской области. В 2001–2007 годах совмещал основную деятельность с преподаванием в Московском университете МСХА им. Тимирязева. В июне 2010 года Виктора Гончарова назначили на должность заместителя губернатора Ростовской области. С этого года Виктор Георгиевич также занимает кресло атамана Всевеликого войска Донского. Женат, воспитывает двух сыновей.
Фото: Фото из архива 161.ru