«Остановить! Любой ценой остановить колонны немецких танков, рвущиеся от Таганрога к Ростову!» – такой приказ получили командиры бронепоездов, присланных на защиту Ростова. А цена на войне одна – жизнь солдата…
Бронепоезда – стальные крепости донских степей. В Красной Армии в экипажи бронепоездов брали только самых преданных бойцов Революции, чекистов, моряков-балтийцев, старых большевиков. Те, что не сдадутся, не дрогнут.
17 октября 1941-го. Танковый клин армии генерала Клейста нацелен на Ростов. По плану немецкого штаба, через день первые танки бронированной армии должны войти в Ростов. Точно так же стремительным ударом недавно взят Мариуполь, почти захвачен Таганрог.
Едут немцы по Ростовскому шляху, играют на гармошках, хохочут. Ежатся от первого утреннего степного мороза, подняли воротники шинелей. Впереди катят мотоциклы разведки с пулеметами в колясках, за ними легкие танки, с привязанными к их бортам перинами и подушками, награбленными из казачьих куреней. Следом лязгают гусеницами по дороге тяжелые Т-4, у них на борту расселись эсессовцы в камуфляжных куртках, курят, поглядывают то на горящие в дали хутора, то на серое Азовское море. Замыкают колонну грузовики с пехотой. Нет числа грузовикам. Параллельно дороге, по которой наступает ударный клин немцев, тянутся две стальные ниточки железнодорожного полотна. Еще царь по ней ездил, давно построена дорога. Связывает она Кавказ с Украиной, с Европой. Гордятся ростовчане своей железкой, берегут. И не зря! Выручила, прикрыла город своей стальной грудью холодным октябрьским утром 41 года.
Встал на пути вражеских колон, остановил фашистов огнем своих орудий Бронепоезд №27 старшего лейтенанта Сидорова. Вынырнув как призрак из рассветного тумана у станции Бессергеновки, накрыл немецкий передовой отряд залпами четырех своих пушек, выстрелами зенитных пулеметов. Накануне поезд сидоровцев вместе с другими прибыл из Грузии. По пути из солнечного Кавказа пили вино, подаренное гостеприимными грузинами, танцевали лезгинку прямо на платформах поездов и клялись, что остановят врага, не пустят на Кавказ. И вот на ст. «Ростов Главный» приказ зам. ком. дивизиона капитана И. З. Алхазашвили: «Любой ценой остановить рвущиеся в Ростов танки».
И Сидоров остановил! Ценою жизни, жизни своего бронепоезда и экипажа. Горят без малого 20 немецких танков у ст. Бессергеновка. По полю разбросаны искореженные мотоциклы БМВ, «Цундап», рядом перевернутые грузовики «Опель». И трупы, всюду трупы некогда бравых немецких солдат. Остановлена колона!
Рядом с железнодорожным полотном то, что осталось от отважного БП 27, – груда истерзанного, оплавленного и разбитого металла…
Передвигаясь на максимальной скорости, на пределе того, что позволяли котлы паровоза, бронепоезд Сидорова рвал огнем своих батарей немецкие танки, машины, пехоту. Пришедшая на выручку противника авиация обрушила град бомб на сидоровцев, был поврежден котел паровоза, пробита тормозная магистраль. Бронепоезд остался без движения, открытой мишенью посреди голой степи. Из строя были выведены три из четырех орудий и почти все пулеметы. Но экипаж не бросил свою стальную крепость. Из одного единственного орудия прямой наводкой подбили они еще восемь танков
На выручку отважному БП 27 пришли боевые друзья – бронепоезд №22 Но не смогли боевые товарищи оттащить, спасти героический паровоз Сидорова – слишком сильно были повреждены вагоны и ходовая часть. Оставшиеся в живых израненые бойцы старшего лейтенанта Сидорова – наводчик орудия В. Анищенков, пулеметчик А. Куренков, сержант Н. Рудак, машинист Шалва Цикаришвили взорвали то, что осталось от их бронепоезда и, погрузив тяжелораненых, отошли вместе с БП№22 на ст. Ростов.
Другую танковую колону немцев встретил на сороковом километре от города бронепоезд № 59 из отряда НКВД по охране железной дороги. Чекисты под командованием капитана А. Д. Харебавы поклялись друг другу : «Ни шагу назад! Позади Ростов!» Впервые девиз «Ни шагу назад!» прозвучал не под Москвой, а здесь, на станции Морской, под Ростовом.
У каждого бронепоезда есть своя разведка. Своя особая, надежная группа. Глаза и уши бронепоезда – вот что такое разведка. Руководил разведгруппой БП № 59 лейтенант НКВД Гринчук, родом из кубанских казаков. Увидели разведчики, как к станции Морской не спеша, уверенно подползает колона немцев. Доложил Гринчук командиру о колонне: «18 танков и самоходок, 30 грузовиков с пехотой, мотоциклы, всего около 200 машин. Движутся в направлении на Ростов». Капитан Харебава быстро принял решение «Полный вперед!» Бронепоезд НКВД на полном ходу налетел из-за холмов на вражескую колонну. Поймали чекисты фашистскую мотопехоту на открытой местности, в степи. Артиллеристские расчеты бронеплощадок действовали слаженно, уверенно, как на учениях.
Всего за несколько минут боя наш бронепоезд остановил колону врага, рассеял ее по степи, обратил в паническое бегство. Более 10 вражеских танков горели, как снопы сена на колхозном поле у ст. Морской.
Только час спустя опомнился враг, и пошли фашисты в первую атаку на бронепоезд, вызвав поддержку с воздуха. Тяжелые танки немцев издалека начали артиллеристскую дуэль с бронеплощадками, а самолеты обрушили на поезд десятки авиабомб. Отважные чекисты понесли первые потери… Разрушено железнодорожное полотно и пути отхода к Ростову не было, но отходить никто не собирался!
Враг также понес большой урон в живой силе и технике. Один самолет был сбит зенитным огнем, запылали еще несколько танков. Но фашистам подошло подкрепление, поползли в очередную атаку бронированные машины, закружили в сбрасывая свой смертельный груз «Юнкерсы» и «Штуки». Стучат по металлу башен осколки и пули, рвут броню, плавится железо. От ударов об корпус, от взрывов контузило большинство экипажа БП 59. Течет кровь из ушей, изо рта у артиллеристов и пулеметчиков, пороховой дым разъедает глаза. Но продолжают они вести огонь по танкам и пехоте, которые упрямо ползут к бронепоезду, пытаясь окружить, обойти его.
Вот прямое попадание авиабомбы повалило на бок паровоз и вторую бронеплощадку. Погибли от взрыва командир бронепоезда А. Д. Харебава, машинист, кочегары. Порван осколками красный флаг экипажа. Упал флаг на морозную, почерневшую от огня землю. Но подняли знамя уцелевшие чекисты, прикрепили к третьей бронеплощадке. Жив экипаж! Не сдается! Дерется в окружении! Бьет фашистских гадов!
Попадания снарядов вывели из строя все пушки, повалены и разворочены взрывами две оставшиеся бронеплощадки. Но цел еще один пулемет и есть несколько лент к нему. В строю держится еще десяток бойцов, израненных, контуженных, но непобежденных. «Ни шагу назад! Позади Ростов!»
До последнего патрона отбивались от врага чекисты бронепоезда № 59. Последний патрон каждый оставшийся в живых сберег для себя.
Рыбаки из хутора неподалеку рассказали, что к вечеру неожиданно стихли выстрелы. Стихли так же внезапно, как и начались с утра. Тишина, тяжелая, мертвая вдруг повисла над степью. Только зарево огромных костров ярко пылало над приазовской степью. Горел перевернутый БП 59, горели более 20 немецких танков. Но фашистские автоматчики еще долго не решались приблизиться к искореженному металлу бронепоезда. Но когда подошли, началась расправа. Озверев от собственного страха, от ужаса боя, пережитого в этот день, фашисты штыками резали даже мертвые тела чекистов. Нескольких раненых, едва живых, оглушенных, контуженных с открытыми ртами и невидящими от пороховых газов глазами бойцов бронепоезда насмерть забили прикладами своих карабинов.
У немцев был приказ: солдат НКВД в плен не брать.
Из 100 членов экипажа и в этом бою чудом выжило только шестеро. Ночью их израненных нашли среди горячего металла бронепоезда местные жители. Вот имена героев: С. Лисицин, Н. Шкаречук, Г. Шеляг, Г.Сокол, М. Сигал, М. Карагод.
А безымянную могилу экипажа Бронепоезда №59 мы, поисковики, нашли уже в наши дни.
Место боя вокруг братского захоронения было усеяно осколками, пулями и снарядами. Мало кто сейчас знает и помнит, какой подвиг совершили те, кто упокоился в этой скромной могилке под маленьким обелиском. А ведь они не пустили врага в Ростов! И, наверное, достойны они троекратных гудков железнодорожных составов, которые во множестве каждый день стуком колес проносятся в месте последнего боя бронепоезда №59.
Андрей Кудряков – руководитель поискового отряда «Миус-фронт», настоящий патриот. На счету отряда – сотни разысканных погибших солдат Второй Мировой войны, которых так и не дождались с войны родные. Имеет свою страничку в «Живом журнале».