Впервые экологи, представители федерального агентства морского и речного транспорта, федерального агентства водных ресурсов, чиновники областных ведомств и представители ведущих проектных организаций сели за круглый стол для обсуждения перспектив строительства Багаевского гидроузла.
Напомним, Волго-Донской судоходный канал включен в состав важнейших внутренних водных путей международного значения. В связи с Европейским соглашением, которое подписала Россия, участок реки Дон от входа в Волго-Донской судоходный канал до устья должен иметь четырехметровую глубину судового хода. Для этого нужно построить гидроузел. По мнению экспертов, его строительство близ хутора Арпачин позволит увеличить провозную способность флота и сократить количество рейсов с недогрузом.
«Мы подсчитали, что одно судно с грузом в 5000 тонн – это, как минимум, 500 грузовиков. А теперь представьте количество выхлопных газов, затраченные средства на ремонт дорог, пробки в крупных городах, – аргументировал президент союза «Национальная палата судоходства» Алексей Клявин. – Мы выступаем за строительство Багаевского гидроузла, который позволит поддерживать необходимый уровень воды в реке Дон. Сегодня на мелководье происходит скопление судов. Нужно понимать, что посадка на мель судна с нефтью грозит экологической катастрофой».
Только в 2012 году потеря грузооборота составила свыше 2,5 млн тонн, что в денежном эквиваленте около 2,5 млрд рублей. Причина недогруза судов – отсутствие необходимых глубин в некоторых участках Дона.
Для решения этой задачи инженеры-гидротехники провели предпроектные разработки обоснования строительства Багаевского гидроузла. Он будет построен вблизи хутора Арпачин, на участке, где Дон расходится на два рукава. Когда для реализации проекта придется перекрыть один из рукавов, другой останется свободным. Это значит, что рыба сможет свободно плавать. Также в проекте предусмотрен рыбопропускной шлюз и рыбоходно-нерестовый канал. Гидроузел не будет препятствовать проходу рыбы в реку Маныч. Более того, строительство Багаевского гидроузла позволит сэкономить три кубокилометра воды.
Существует опасение относительно изменения биобаланса реки Маныч и качества воды в результате строительства гидроузла. Между тем руководитель Донского бассейнового водного управления Наталья Березовская говорит, что загрязнение воды сегодня обусловлено, прежде всего, отсутствием качественных очистных сооружений у предприятий-водопользователей: «Из 148 водопользователей, которые осуществляют сброс сточных вод в водные объекты Ростовской области, только 27 обеспечивают нормативную очистку». Она предложила проектировщикам обратить особое внимание на качество сбрасываемой воды, учитывая опыт эксплуатации Цимлянского водохранилища.
Эти и другие предложения будут учтены на дальнейшей стадии проектирования, заверил заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк: «Мы все здесь без исключения заинтересованы в том, чтобы сохранить наши рыбные запасы, максимально не потревожить экосистему. Ведь у нас есть семьи, и мы не хотим оставить после себя пустыню».
Фото: Фото предоставлено ТПП РО