В начале июня в Ростов приедет голландский эксперт в сфере маркетинга, бренд-менеджмента и корпоративных коммуникаций Конрад ван Хасселт (Koenraad van Hasselt). Обладатель впечатляющего резюме, в котором значатся топовые позиции в крупных международных компаниях (Philips Consumer Electronics, Canon Europa и KPN Royal Dutch Telecom) примет участие в ежегодном форуме «Дни PR и маркетинга на Юге. Время перемен». Накануне приезда эксперт нашел время, чтобы дать 161.ru короткое интервью и высказать свою точку зрения о культурных различиях и ведущих трендах в сфере маркетинга и PR.
– Какие вы можете выделить наиболее явные глобальные коммуникационные тренды?
– Однозначно, работа с социальными медиа – один из мировых PR трендов. Другой глобальный тренд – это социальная ответственность бизнеса.
– Как именно повлияло растущее влияние социальных сетей и digital-пространства на корпоративные коммуникации?
– На мой взгляд, влияние социальных медиа явно преувеличено. Базовые основы корпоративных коммуникаций нисколько не изменились с их появлением. Корпоративная репутация и доверие к компании, по-прежнему, основывается на поддержке стейкхолдеров, для формирования которого используются соответствующие каналы и средства. Я скорее согласен с тем, что социальные медиа заставили компании стать более открытыми и внимательными к мнению своих клиентов и партнеров. Ажиотаж вокруг социальных медиа вызван в большей мере их непредсказуемостью и скоростью распространения информации. В отличие от многих других каналов коммуникации, уровень негатива, здесь намного выше, чем в традиционных средствах массовой информации; ожидаемый охват сложно точно прогнозировать, и все, что сказано онлайн о вашей компании однажды, остается и когда-либо может снова всплыть на поверхность.
– В России последнее время стало модно писать о миссии компании. Как вы считаете, что должно отражать это словосочетание и все ли компании могут заявлять о том, что у них есть миссия?
– Видение, миссия и ценности очень тесно взаимосвязаны. Видение представляет собой долгосрочные цели компании, миссия – описание целей, а ценности компании – описание того, как достичь этих целей. Я думаю, что видение очень важно, потому что это то, что может объединить сотрудников. Видение обычно выходит за рамки бизнес-целей и выражает ответственность перед обществом как таковым. Кроме того, видение и миссия, наряду с финансовым и маркетинговым анализом, формирует основополагающие блоки корпоративной стратегии. Компания Apple имеет сильное видение: «Внести свой вклад в развитие мира, создавая инструменты для ума, которые продвигает человечество». Они делают это, предлагая рынку продукты, которые имеют очень хороший дизайн, технологически продвинуты и легки в использовании. Другая компания с сильным видением – это итальянская компания модной одежды Benetton. Их лозунг: «Мы смотрим вперед, мы вместе с молодежью, мы всегда на острие». Их видение служит руководством для создания и разработки продукта и рекламы. Опасность, связанная с очень амбициозным видением – смешение компаний друг с другом в одинаковых формулировках «мы хотим улучшить жизнь людей». Это снижает возможности компании выделиться из толпы.
– Вы работали в крупных интернациональных компаниях, имели опыт соприкосновения с разными культурами, есть ли какая-то культурная специфичность в подходе к корпоративным коммуникациям?
– Да, безусловно, культура влияет на способ организации взаимодействия. В некоторых странах вполне допустимо приглашать журналистов или политиков в туристические поездки и развлекать их. В других странах это запрещено законом. Различие культур проявляется также и во взаимоотношениях между сотрудниками компании и руководством. В одних – это формальное, регламентированное взаимодействие, в других оно может быть даже дружеским.
Фото: Фото предоставлено организаторами форума «Дни PR и маркетинга на Юге. Время перемен»