Фронтовую историю шахтинца Дмитрия Вишневского (1923 – 1952) 161.ru рассказал его внук Дмитрий Елизаров.
Дед пошел в армию в 1940 году. Попал служить пограничником около Ужгорода (Западная Украина). В общем, начало войны встретил во всей красе. После того, как западная граница СССР временно перестала существовать, дед воевал в войсках НКВД. Три ранения. Победу встретил в Варшаве.
После войны был направлен служить в погранвойска опять под Ужгород, и до 1947-го года громил бандеровцев. После разгрома банд украинских националистов был демобилизован, и служил в Шахтах в ВГСЧ (Военизированная горноспасательная часть – Прим. 161.ru.) горноспасателем. Познакомился и женился на моей бабушке. В 1951 году родилась моя мать.
В 1952 году погиб при повторном взрыве метана во время ликвидации пожара на угольной шахте. Похоронен в братской могиле на Воровском кладбище в Шахтах. Позднее, в начале 2000-х, в шахтинской ВГСЧ был установлен памятник погибшим при той аварии.
Это современные ветераны поголовно носят по три кило медалей, большинство из которых юбилейные. А в послевоенные годы львиная доля ветеранов выглядела гораздо скромней (за исключением действительно реальных боевых профи). У деда были две боевых медали – «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией», и одна мирная – «За трудовое отличие».
По воспоминаниям бабушки, в их молодой семье ВООБЩЕ было не принято заводить разговоры о войне. Она закончилась считанные годы назад, и им обоим было еще слишком тяжело и больно ее вспоминать. Да и тем более что дед воевал в НКВД. Следовательно воевать приходилось не только с немцами, но и с их пособниками, а также с расплодившимся криминалом.
Да и времена на дворе стояли такие, что никто лишних вопросов не задавал. Кстати, современные ветераны НКВД до сих пор не особо охотно рассказывают о войне. Поколение у них было такое.
Статью подготовила Анна ДУНАЕВА
Фото: Фото предоставил Дмитрий ЕЛИЗАРОВ