Северо-Кавказский окружной военный суд подвел итоги работы за год прошлый и обозначил ряд задач на год наступивший. Председатель Северо-Кавказского окружного военного суда Михаил Птицын не стал обременять корреспондента 161.ru цифрами свершенных приговоров. Но когда рассказал об «идущих к нам делам», стало ясно: в этом году придется некоторое время «пожить» в суде.
— Михаил Юрьевич, показатели — одни из самых высоких, и это уже известно. Хотелось бы остановиться на делах террористической направленности: сколько их было?
— За прошлый год мы рассмотрели четыре подобных дела. Это очень сложные дела и их мы рассматривали в рекордно короткие сроки. Не забывайте, что мы формируем коллегию присяжных заседателей из 13 субъектов ЮФО и СКФО. Особенно сложно найти присяжных в кавказских республиках — сказывается ментальность, тейпы, кланы, родство. Это все надо учитывать. По двум приговорам из четырех два — пожизненные сроки, по остальным двум — достаточно большие сроки назначения наказания. Впервые у нас были применены положения о защите судей, о защите присяжных заседателей и свидетелей. В этом нам помогает ФСБ — работаем в тесном взаимодействии не только с нашей федеральной службой безопасности (Ростовская область. — Прим. автора), но и со всеми службами федеральной безопасности на территории двух федеральных округов. Большая помощь и от полиции.
Михаил Птицын родился в 1963 году. В 1980 году поступил в Горьковское высшее зенитно-ракетное училище противовоздушной обороны. С 1989 года — слушатель военно-юридического факультета Военного института МО РФ в Москве. С 1992 года началась практическая юридическая деятельность в военно-судебной системе. 16 лет проходил службу в Балашихинском гарнизонном военном суде, четыре из которых в должности председателя суда. В 2005 году назначен заместителем председателя Четвертого окружного военного суда, а спустя два года Указом президента Российской Федерации назначен председателем Западно-Сибирского окружного военного суда в Новосибирске. 23 августа 2010 года назначен председателем Северо-Кавказского окружного военного суда. Член Президиума Совета Судей РФ. Доцент юридических наук. Женат, есть дочь.
— А в этом году будут дела террористической направленности?
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 346-ФЗ к подсудности СКОВС отнесены уголовные дела о преступлениях террористической и экстремистской направленности, совершённых гражданскими лицами на территории Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц. Решение о передачи дел на рассмотрения в наш суд принимается Верховным Судом Российской Федерации. Верховным Судом передано к нам на рассмотрение громкое, социально-значимое уголовное дело Али Тазиева по кличке «Магас», связанное с покушением на жизнь Главы Республики Ингушетия Юну́с-бека Евку́рова. По данному делу свыше 900 потерпевших и более тысячи свидетелей. Еще одно дело, которое предстоит нам рассмотреть — это убийство бывшего министра МВД Республики Дагестан Магомедтагирова. В настоящее время в Северо-Кавказском регионе сложилась ситуация, при которой достаточно объективное и оперативное рассмотрение дел данной категории по месту совершения преступлений, в том числе в республиках Северного Кавказа, где отмечена активность крайне радикальных экстремистских группировок, существенно затруднено. При проведении социально-значимых судебных процессов по рассмотрению уголовных дел о преступлениях террористической направленности принимаются сейчас и будут в дальнейшем применятся беспрецедентные повышенные меры безопасности в отношении судей и участников процесса.
— Вам или вашим коллегам, рассматривающим «террористические дела», угрожали?
— Если поступят угрозы в мой адрес или адрес моих коллег, это дело в любом случае останется в нашем суде. И мы будем его рассматривать в любом случае. Дела будут серьезные, они требуют большого сопровождения, начиная от безопасности территории до безопасности судей и свидетелей.
— А другие: уголовные и гражданские дела?
— Мы закончили большой объем гражданских дел. 67% жалоб было удовлетворено в пользу обыкновенных военнослужащих, то есть — в пользу граждан, а не высоких начальников. У нас больше всех оправдательных приговоров и по уголовным делам. Количество оправданных военными судами подчинения СКОВС составляет примерно половину из всех оправданных всеми военными судами России. По сути по каждому шестому принимается решение гуманной направленности. Поэтому наши военные суды вряд ли можно назвать судами с обвинительным уклоном.
Кто такой Магас? Али Тазиев, известный по кличке Магас, второе лицо в иерархии так называемого «Имарата Кавказ»* после Доку Умарова. Тазиев обвиняется в создании незаконного вооруженного формирования, вооруженном мятеже, незаконном обороте оружия и боеприпасов и изготовлении оружия, совершенном организованной группой, бандитизме, терактах и посягательстве на жизни сотрудников правоохранительных органов и государственного или общественного деятеля. В числе предъявленных обвинений — покушение на президента Республики Ингушетия Юнус-Бека Евкурова. СМИ также причисляют его к организаторам теракта в Беслане. В розыске Тазиев находился шесть лет. Он был задержан в июне 2010 года в Северной Осетии.
* Запрещена в РФ