Транспортный коллапс в Ростове набирает обороты. Улицы с грехом пополам расчистили от выпавшего снега, но тут из города практически полностью исчез общественный транспорт. Его ряды подкосила летняя резина, в которую была обута солидная часть подвижного состава, а новый удар нанесла нехватка зимнего топлива. Желающим попасть на работу приходится обращаться к услугам такси, стоимость которого за пару дней выросла минимум вдвое.
Поклонников пешего способа добираться на работу, несмотря на темперу -15°C, в Ростове становится с каждым днем все больше. Причина тому – зима, «неожиданно» пришедшая в Ростовскую область и парализовавшая работу общественного транспорта донской столицы. На то, чтобы дождаться автобуса или маршрутки, у горожан уходит от 30 минут до двух часов, а ехать приходится в переполненном салоне. При этом водители общественного транспорта стараются уменьшить расход топлива и просто не включают обогрев в салоне. В итоге около 1,5 часов, которые затрачиваются на поездку до работы, пассажиры проводят при температуре около 0°C.
Даже спустя четыре дня с первого снегопада транспортную систему Ростова так и не могут вывести из комы. Количество автобусов и маршруток на улицах города существенно уменьшилось. Первый слух о том, почему это произошло, появился еще утром в пятницу, 14 декабря. Многие уверяли: водители автобусов и маршрутных такси просто не вышли на работу, так как АТП города не успели переобуть транспорт в зимнюю резину. Официально эту информацию в большинстве автотранспортных предприятий не подтвердили, заявив, что почти весь подвижной состав вышел на линии, но застрял в многокилометровых пробках, которые образовались по всему Ростову. А на минувших выходных в Глобальной сети появились сообщения о том, что причиной транспортного коллапса стала нехватка зимнего топлива для городских автобусов.
«Информация о том, что автобусы не выходят на маршрут из-за отсутствия зимней солярки, не верна. Проблемы с транспортом заключаются не в отсутствии зимнего топлива. Автобусы выходят на линию, но возвращаются в АТП из-за того, что в сильные морозы у них перемерзает воздушная тормозная система», – поясняет заместитель директора департамента транспорта Ростова-на-Дону Александр Варич.
Трудности с передвижением по Ростову испытывают и те, кто привык пользоваться услугами такси. Извозчики, подобно коллегам из АТП, не спешат выезжать на работу. По словам самих таксистов, из-за снегопада практически все сотрудники крупных ростовских таксопарков устроили себе зимние каникулы. По неофициальным данным, днем на работу выходят от одной до трех машин от каждого таксопарка Ростова. В обычные дни от каждого таксопарка выходит более 100 машин. В среднем постоянно без ответа остаются по 30-40 заказов от горожан.
В основном таксисты предпочитают вообще остаться дома, а не тратить время и бензин на то, чтобы за день выполнить максимум пять заказов – больше в сложившейся на дорогах Ростова ситуации просто не выполнить. Другие же наоборот, работают на износ в погоне за длинным рублем. И этот рубль того стоит, рассказал корреспонденту 161.ru водитель, сотрудничающий с одной из диспетчерских компаний города.
«Я вышел на работу в 11:00 пятницы, последний заказ выполнил около 11:00 субботы. Поехал домой отсыпаться, потому что уже от усталости начал делать ошибки – дорогу менее удобную выбирать, да и при движении внимание рассеялось. Но зато уехал спать с десятью тысячами в кармане», – рассказал собеседник 161.ru. Как выяснилось, к утру понедельника желающих заработать на плачевном состоянии общественного транспорта стало намного больше, а расценки подросли.
«Сегодня с утра, поминая недобрым словом пятницу, когда я в принципе чудом добралась за 2,5 часа на работу, решила не играться – на остановках не мерзнуть и вызвать такси. Я часто пользуюсь услугами нескольких известных компаний. Вызвала, спросили, буду ли ждать. Ну да, буду. В течение полутора часов машину для меня так и не нашли. Я отправилась на остановку. Сломанный автобус стоял у остановки, куча народу пыталась втиснуться в маршрутку. Зато по улицам курсировали такси с шашечками – в большинстве случаев пустые. Собственно на одном из них за 500 рублей мне и пришлось добираться. В обычные дни в час пик этот маршрут стоит 200 рублей. По пути мы еще одну барышню взяли – в центр. С нее водитель взял еще 500 рублей», – описывает утренние приключения ростовчанка Маргарита Суходольская.
Впрочем, с завышенными ценами в эти дни приходилось сталкиваться даже тем, кто вызывал такси через диспетчерскую и дождался автомобиля. При этом по телефону ростовчанам называют одну цену, которая мало чем отличается от привычной. А вот уже в салоне авто горожане слышали такое заявление таксиста: «Если получится быстро проехать, заплатите, как вам в диспетчерской сказали, а если застрянем, то цена, конечно, вырастет».
Обычно в последнем случае водители предлагают почасовую оплату такси, то есть 350 рублей за час. А с учетом того, что на поездку с ЗЖМ до центра в среднем сейчас уходит два-три часа, цена составит не менее 700 рублей. Рост тарифов воспринимается клиентами как грабеж. В результате возникают конфликты, и часто пассажиры выходят из такси, не проехав и половины маршрута. Проблема не в жадности, поясняют сами таксисты, а в том, что практически ни в одном авто нет таксометров, а те, что есть, не учитывают простой в пробках. Руководство таксопарков не устанавливает программы для учета простоя в пробках, а предпочитает гнаться за низкой ценой, которая в сложившейся ситуации не соответствует действительности.
Сколько стоит поездка по покрытым снегом и наледями ростовским дорогам, можно прикинуть по простой схеме. Рассчитывается цена так: 15-18 рублей стоит один километр пути, а если скорость движение менее 20 км/ч, к этой цене прибавляется пять рублей за каждую минуту пути.
Пока горожане думают, что делать, надзорные органы приступили к поискам ответа на другой исконно русский вопрос – кто виноват. Картина у прокуратуры Ростовской области получилась неприглядная. О том, что город не готов к зиме, коммунальщикам сообщили еще 7 декабря: проведенная неделю назад проверка выявила целый букет нарушений в работе только нескольких предприятий. Как выяснилось, у ответственных за состояние города не было ни людей, ни машин для того, чтобы противостоять непогоде.
«При наличии в штатном расписании подрядной организации МУП «Благоустройство Кировского района» 20 должностей водителей фактически работает только 10 работников, 10 единиц – вакантные. Общее штатное количество уборщиков территории – 38 единиц, тогда как фактически работает только 20 человек. Отсутствует также необходимая техника для уборки улиц от снега – две единицы в неисправном состоянии, восемь единиц подлежат списанию», – озвучила лишь некоторые нарушения старший помощник прокурора Ростовской области по взаимодействию со СМИ Оксана Сухарева.
Логично, что за неделю найти необходимое число людей и закупить технику не получилось, и последовавший коллапс при таком уровне подготовки был неминуем. Пока итогом произошедшего для чиновников стало шесть дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении должностных лиц. Кроме того, в пятницу с резкой критикой действий дорожных служб Ростова выступил губернатор донского края Василий Голубев, пообещавший инициировать увольнение чиновников, если к 9:00 субботы улицы Ростова не расчистят.
Добавим впрочем, что дисциплинарными наказаниями в этом случае вряд ли кого-то испугаешь. Пятничная ситуация в общих чертах повторяет дорожно-транспортный коллапс, который произошел в Ростове ровно три года назад – 16-18 декабря 2009 года. Тогда выговоры, замечания и даже лишения премии последовали в отношении 11 ответственных лиц. Насколько меры были эффективными, можно судить по происходящему в Ростове в середине декабря года 2012-го.
Фото: Фото с сайта Gnkk.ru