Житель Ростовской области Владимир Зубенко живет без обеих ног. Однако по бумагам он инвалид не первой, а второй группы, со всеми правовыми последствиями. Оспорить решение врачебно-трудовой экспертной комиссии мужчина решил через приемную президента России. Но получится ли?
Биография Владимира Зубенко, казалось, не сильно отличается от других советских людей. Родился он в Тверской области, в младенчестве переехал в Аксай, затем в Азов. После школы поступил в Новочеркасский политехнический институт на специальность «эксплуатация электрических станций». Через пять лет защитил диплом, женился и уехал по распределению в Башкирию. Там устроился на Кармановскую ГРЭС, где из простого слесаря доработал до начальника отдела подготовки и проведения ремонта.
В начале 90-х семья Зубенко вернулась на родину. С работой в те времена было туго, пришлось менять профессию и становиться за прилавок торговать одеждой. В 1995 году супруги разошлись, жена с двумя сыновьями уехала к родителям в Каменск-Шахтинский, а Владимир остался в Азове. Он трудоустроился, начал самостоятельную жизнь, приобрел небольшой дачный домик. И именно там, на новом участке, случилось непоправимое.
В один из декабрьских дней мужчина заработался, не успел на последний автобус и остался на ночлег. В помещении отопления не было, и ночевать пришлось при нулевой комнатной температуре. От холода хозяин долго не мог заснуть, ворочался, бродил по пустой квартире. Как только по утру стал ходить общественный транспорт, он примчался домой. Ног не чувствовал. Растирания не помогали. На третий день мучений кто-то посоветовал отогреть конечности в горячей ванне, что категорически запрещено.
«Во время обморожения сосуды сужены, и кровь вместе с кислородом в холодные участки почти не поступает. Опуская руки или ноги в горячую воду, человек моментально нагревает поверхность верхних тканей. Кровообращение нарушается, сосуды не успевают расшириться, и клетки погибают», – пояснила врач-хирург ростовской городской поликлиники №3 Юлия Осипова.
На следующее утро после процедуры у Владимира Зубенко почернели ноги. Он обратился за медицинской помощью, да слишком поздно. Недельное лечение не дало результатов, и врачи предложили ампутацию...
Привычную жизнь сменило одиночество. 51-летний мужчина с трудом передвигается на протезах, пересаживаясь порой от усталости на инвалидную коляску. В 2008 году наш земляк получил инвалидность первой группы и первое денежное пособие в размере восьми тысяч рублей. Он заказал протезы и научился заново ходить, но пластиковые конечности никогда не заменят ему свои.
«К этому невозможно привыкнуть. Я до сих пор чувствую их: хочется нагнуться, почесать пятку, пальцы. Даже во сне хожу и бегаю по земле, словно ни в чем не бывало», – поделился несчастный.
В 2010 году Зубенко прошел повторное освидетельствование, но заключение врачебно-трудовой экспертной комиссии Новошахтинска, куда он переехал, повергло в настоящий шок. Медики переквалифицировали первую группу инвалидности на вторую, пояснив: «Ходить можешь, помощь посторонних не требуется? Получи бессрочную вторую группу».
Обжаловать решение врачей страдалец не стал. «После пережитого у меня не осталось ни сил, ни здоровья, ни денег», – пояснил Владимир.
Сейчас он находится в реабилитационном центре областной общественной организации «Ростов без наркотиков», где ему постепенно возвращают веру в жизнь. Чтение духовной литературы, ежедневные молитвы, забота о ближних – ставят инвалида «на ноги», спасают от уныния.
Но как-то раз наш герой увидел в новостях федерального телеканала интересный репортаж. Московские полицейские задержали вора-борсеточника, которого с трудом удалось догнать. К всеобщему удивлению у шустрого грабителя вместо ноги стоял протез, а сам он являлся инвалидом первой группы. Такой несправедливый факт задел нашего земляка за живое, и он решил написать письмо главе государства.
На послание ответили. Представители управления президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций посоветовали обратиться в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. А там пояснили: «Поскольку решение филиала Главного бюро МСЭ по Ростовской области не было обжаловано в течение 30 дней, рассмотреть заключение повторно не предоставляется возможным».
Корреспондент 161.ru лично позвонила в Главное бюро медико-социальной экспертизы по региону и вот какой ответ получила.
«К инвалидами первой группы относятся люди, прикованные к постели и не имеющие возможности самостоятельно ухаживать за собой. Вторая категория присваивается тем, кто имеет более легкие по сравнению с первой группой нарушения, в том числе передвигается на протезах, – рассказала руководитель экспертного состава №4 Валентина Клименко. – Владимиру Зубенко можно посоветовать пройти повторное освидетельствование. Но направление окажется у него лишь в том случае, если лечащие врачи по месту жительства решат, что здоровье ухудшилось, или наступила угроза сердечно-сосудистой и дыхательной системе».
Фото: Фото автора