Нахичевань – один из самых красивых районов Ростова. А в начале XIX века город Нахичеван считался одним из красивейших на Юге России. История его очень интересна, поэтому 161metr.ru продолжает раскрывать перед своими читателями страницы истории. С началом разговора о Нахичевани можно ознакомиться по этой ссылке.
Строительство города Нахичеван началось в 1780 году. На торжествах по случаю закладки города 21 апреля 1781 года присутствовал комендант и офицеры крепости Святого Димитрия Ростовского. О рождении нового города возвестил залп из артиллерийских орудий. Предводитель епархии российских армян архиепископ Овсеп Аргутян (Иосиф Аргутинский–Долгорукий) зачитал послание Католикоса Симеона V Хоторашенкского с поздравлением по поводу основания города. Затем он благословил землю и воду нового места жительства, миропомазав фундаментальные камни четырех углов города, закладка которых сопровождалась крестным ходом.
Город, разделенный на линии
Для застройки Нахичевана был отведен периметр 780 на 1175 саженей (1 сажень равна 2,1336 метра), рассчитанный на перспективу дальнейшего прироста населения до 85-90 тысяч человек. Отведенная территория ограничивалась с востока балкой Кизитеринкой, с юга – рекой Дон, а с запада – границей крепости Святого Димитрия Ростовского. Полуденный форштадт составлял юго-западную часть города. Улицы Полуденки образовали линии, позднее так и названные: Нижненольная, 1-я, 3-я, 5-я, 7-я, 9-я, 11-я, 13-я линии, протяженностью от берегового обрыва местами до нынешних улиц Листопадова, 1-й Пролетарской, а то и Мясникова.
Нахичеван со дня своего основания, в отличие от многих молодых городов Юга России, сразу же получил четко выраженную городскую планировку в виде сетки из пересекающихся под прямым углом улиц, полностью сохранившуюся до наших дней. Такая планировка была характерна для русской градостроительной практики XVIII века. Для примера можно взять Василеостровский район Санкт-Петербурга. С другой стороны, такая планировка городов характерна и для древнейших государств Востока, в частности, для Армении.
В Нахичеване, как и в Санкт-Петербурге, переулки именовались линиями. Пожалуй, именно тот факт, что город строился в соответствии с планом, способствовал тому, что уже в первой половине XIX века он называется в числе красивейших городов региона. Выдающийся естествоиспытатель, член Петербургской Академии наук Петр Симон Паллас во время путешествия по Южной России записал в своем дневнике следующее: «...большая часть жителей Нахичевана живут теперь в хорошеньких каменных домиках, крытых черепицею; кроме того они построили на собственный счет городскую думу, с красивой квадратной площадью перед ней, окруженную лавками, где можно купить продукты их производства, всякого рода съестные припасы и очень хороший хлеб... Тут есть три церкви...».
К сожалению, документально точно не установлено, кто является автором первого плана застройки Нахичевана. Можно предполагать, что им был исполнитель задания Екатерины II и Григория Потемкина, известный русский зодчий Иван Егорович Старов, по проектам которого на Юге России были распланированы Николаев и Екатеринослав (Днепропетровск), в одноименную губернию которого входил в то время и Нахичеван. Однако некоторые краеведы, в частности, известный ростовский краевед Иван Чардаров, предполагали участие в планировке города строителя крепости Святого Димитрия Ростовского генерал-майора Александра Ивановича Ригельмана, который с 1774 по 1782 год был комендантом крепости и уделял много внимания благоустройству округа, в котором располагалась эта крепость.
Нахичеван начинает быстро развиваться и расти. Уже в 1782 году в городе существовало 108 торговых заведений, четыре сафьяновых завода и один завод по производству шелка. В 1783 году в городе была открыта типография. Успехи жителей в торговле и промышленности завоевывают городу положение одного из крупнейших центров Азовской губернии. При этом торговля развивается не только с самыми отдаленными районами страны, но и с заграницей. Вывозили масло, пшеницу, сало, шерсть, рыбу, икру и многое другое. Из-за границы ввозились апельсины, лимоны, вино, оливки и оливковое масло, пряности. Из Персии и Турции привозили шерстяные и шелковые ткани...
К началу XIX века город становится ремесленно-промышленным и торговым центром. В армянских селениях близ города развивались хлебопашество и скотоводство. Нахичеван быстро застраивается красивыми домами, мастерскими, общественными зданиями, расположенными на прямых и широких улицах.
Французский путешественник, побывавший в этих местах в 1809 году, напишет: «Мы заезжали в Нахичеван, город, наполненный армянами. Сей город знатнее, правильнее расположен и богатее Ростова. Армяне производят торговлю по Дону; мы там видели много магазинов с различными товарами, а особливо с шелками…»
Генплан и герб
Успешная экономическая деятельность способствовала быстрому развитию города и его населения. Так, если в 1782 году в Нахичеване проживало менее четырех тысяч человек, то в 1822 году в городе уже насчитывалось 10 735 жителей.
11 мая 1811 года императором Александром Iутверждены генеральные планы Ростова и Нахичевана. Крепость Святого Димитрия Ростовского к тому времени понемногу теряет свое стратегическое значение. В ее застройке, как свидетельствуют архивы, мало что меняется. В центре территории высится церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Кварталы застроены постройками соответствующего военного назначения. Есть несколько частных жилых домов в самой крепости и на берегу Дона. Территория крепости как бы застыла в своем развитии.
Ростов и Нахичеван, напротив, продолжают интенсивно развиваться. Объединяются разрозненные форштадты Ростова. В Нахичеване армянские строители развивают строительство домов из камня и кирпича. Некоторые дома, крытые так называемой «татарской черепицей», сохранились до настоящего времени.
20 июля 1811 года императором Александром I утвержден герб Ростова–на–Дону, 29 июля того же года – герб Нор–Нахичевана.
Сурб Крикор Лусаворич
Нахичеван развивается в традициях классицизма. На градостроительном плане 1811 года посередине площади, той самой, где была зачитана Высочайшая грамота Екатерины IIо выделении армянам территории на донской земле, располагалось здание Гостиного двора, которое занимало практически всю территорию площади. Ведущее значение в ансамбле площади принадлежало пространству обширного двора, который образовывался несколькими корпусами здания. Роль доминанты отводилась Собору во имя Святого Григория Великого, Григория Просветителя (Сурб Крикор Лусаворич).
Предание гласит, что план Собора по поручению Екатерины IIсоставил выдающийся архитектор и зодчий Иван Егорович Старов, который в то время возводил Таврический дворец в Санкт–Петербурге. Императрица сказала Старову: «Ты строишь Таврический дворец, а теперь для таврических переселенцев строй хороший собор».
Это был крупнейший на Дону армянский храм. Он строился на протяжении 24 лет с 1783 по 1807 год. Главный западный вход и боковые двери были оформлены в классических традициях: треугольный фронтон поддерживали колонны дорического ордера, по карнизу всего здания – характерные «сухарики», фасад был оштукатурен и выбелен, купола шлемовидные, трехъярусную колокольню венчала цилиндрическая башенка с крестом. В художественном решении этого сооружения архитектор И. Е. Старов использовал простоту и ясность форм, стройность, мягкость линий.
К сожалению, это архитектурное произведение было взорвано в 1966 году, потому что, как выяснилось, его крест создавал «невыгодный фон» установленному перед ним памятнику Карлу Марксу. По иронии судьбы, именно в эти дни было учреждено Всероссийское добровольное общество охраны памятников истории и культуры…
Очевидцы тех событий рассказывали, что когда собор взрывали, он «…поднялся в воздух целиком и только потом рассыпался на части». Стены полуметровой толщиной с трудом разрушили отбойными молотками…
Город-ансамбль
По градостроительному плану 1811 года рядом с Гостиным двором с восточной стороны предполагалось строительство городового магистрата. Планировалось построить несколько так называемых «малых площадей», на которых проектировались лавки и магазины, а также жилые дома с магазинами и лавками на первом этаже. Доминантами «малых площадей» также должны были стать несколько церквей – Вознесения Господня, Святого Мученикам Федора, Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца. На всех площадях планировались скверы и бульвары. Были определены места «для мясных лавок», «для общественных на бирже магазинов». Промышленные предприятия «выносились» на окраины города. Место для кирпичного завода было определено на восточной стороне за так называемым «городским барьером» возле балки Кизитеринки. С южной стороны на береговой линии должны были находиться водочный завод, кирпичный завод, торговые бани, скотобойни, кожевенный завод. Специальные участки вблизи Дона отводились также «для садов с тутовыми деревьями».
Российским правительством в это время как раз утверждается перечень обязательных служебных построек в губернских и уездных городах. К ним относились гимназии, реальные и приходские училища, здания судов полиции и тюрем.
Для формирования архитектурного облика в условиях массовой жилой застройки все больше используется метод так называемого «образцового» проектирования. Единство стилевой характеристики жилых домов и общественных зданий в сочетании с их тщательно продуманным взаимным расположением позволяло создавать целостные ансамбли на территориях городов. Одним из таких городов как раз и стал Нахичеван.
Фото: Фото предоставлено автором