Фонд общественного мнения опросил россиян, на что они тратят деньги, чтобы определить индекс потребительского настроения. В России исследования ИПН проводятся с 1993 года и, как показывает практика, настроения потребителей всегда угадывали приближающиеся кризисы или наоборот – подъем экономики. Для примера: в 1994 году индекс упал до отметки 60, что означало массовое «предчувствие» инфляции у потребителей. И вскоре предчувствие оправдалось – валютный крах, скачок цен, снижение реальных доходов населения. То же повторилось и в 2008 году: индекс со 100 упал до 60. На данный момент второй год подряд индекс держится в пределах 95 и 110 пунктов.Что означает нынешний индекс потребительского настроения, прокомментировал директор официального представительства ООО «Паритет Юг» «Альпари» в Ростове-на-Дону Ярослав Киселев:
«В основе российских исследований потребительского настроения лежит американская методика, разработанная еще в середине прошлого века. После второй мировой войны эксперты были обеспокоены вопросом, что станет делать население со сбережениями, накопленными за время войны, будут ли они тратиться, и если будут, то как и на что.
И именно с целью изучения намерений, настроений и поведения потребителей по инициативе Джорджа Катоны из Мичиганского университета в 1946 году и начали проводиться опросы потребителей. Почему это важно знать?! Потому что в рыночной экономике рядовой массовый потребитель является важной фигурой. Со временем выяснилось, что анализ говорит и об уровне оптимизма в отношении экономического и социального развития в целом.Сейчас эти исследования стали уже повседневной не только в США, но и во многих европейских странах.
Лично нам этот показатель не интересен, видимо, потому что мы не ведем деятельность на российском финансовом рынке. Нам ближе международные рынки, а российский рынок в мировом масштабе ни на что практически не влияет.
Безусловно, это один из индикаторов фундаментального анализа, который помогает ориентироваться в текущей ситуации. Но я бы не стал расценивать значение данного индекса, как нечто 100%, так как этот показатель показывает текущую ситуацию на момент проведения исследования. Что будет в будущем и каково будет развитие, с абсолютной точностью никогда не покажет ни один индекс в мире. Таких просто не существует и пока не предвидится. То есть все с определенной долей вероятности.
Данный индекс можно расценивать, безусловно, как положительный факт. Это означает, что в данный момент люди считают, что для покупок тех или иных товаров (индекс разбивается на определенные товары и возрастные группы) сейчас подходящее время, и у них есть на это деньги. Правда, если они эти деньги не взяли в кредит. Но в любом случае, даже если они взяли их в кредит, то покупка товаров и увеличение потребительского индекса означает приток денег в бизнес, что является безусловно хорошим знаком. Ради этого работают все компании».
Фото: Фото предоставлено собеседником 161.ru