Московское ООО «НТЦ «Измеритель», которое занималось внедрением безналичной оплаты проезда в Ростове-на-Дону, требует расторгнуть инвестсоглашение и вернуть вложенные деньги. Исковое заявление от компании принял к рассмотрению Арбитражный суд Ростовской области.
По информации суда, компания направила иск к МУ «Департамент транспорта» г. Ростова-на-Дону 1 октября, дата рассмотрения назначена на 16 октября. В заявлении компания требует расторгнуть заключенное в 2009 году инвестиционное соглашение, а также возместить понесенные инвестором убытки. Ущерб от внедрения безналичной системы оплаты проезда в Ростове-на-Дону москвичи оценили в 86 миллионов 602 тысячи 123 рубля и 36 копеек.
Напомним, работа по внедрению безнала в Ростове началась осенью 2009 года. Тогда департамент транспорта и ООО «НТЦ «Измеритель» заключили соглашение: компания вкладывает деньги в оборудование и запуск системы безналичной оплаты проезда. После запуска системы расходы должны были окупиться: часть платы за проезд при каждом использовании транспортной карты передавалась инвестору. Сумма отчислений от прибыли оценивалась в 6,9%.
Однако дальше начались сложности: из-за разногласий с коммерческими АТП сроки запуска безнала сдвигались два года – 2010 и 2011. К концу 2011 года договор с инвестором подписали лишь пять из 12 перевозчиков, причем три компании муниципальные. Противники обратились в УФАС: транспортники заявили, что им буквально навязывают внедрение безнала, заставляя отдавать часть прибыли инвестору.
«За 27 месяцев я должен заплатить 6,9% выручки, шесть миллионов рублей, паразиту этому, оператору. В чем тогда плюсы системы?» – предельно доступно высказался в ходе одного из круглых столов на «безналичную» тематику генеральный директор ООО «Транс-Экспресс» Николай Бех.
В конце 2011 года региональное управление ФАС рассмотрело жалобу АТП и приняло решение в пользу транспортников, признав, что администрация города действительно ущемляет права перевозчиков и навязывает им внедрение безнала. Еще полгода ушло на судебные разбирательства, наконец, в июле ткущего года Арбитражный суд подтвердил, что присоединяться к системе АТП могут только добровольно. Кроме того, решения ФАС и суда фактически ломали схему возмещения затрат инвестора.
«Антимонопольный орган предписал исключить из долгосрочной целевой программы положения, предусматривающие возможность возмещения затрат инвестора, связанных с внедрением и использованием системы, за счет средств пассажирских транспортных предприятий и граждан, отменить распоряжение №81 и уведомить пассажирские АТП Ростова-на-Дону о том, что заключение договоров присоединения к системе не является обязательным», – пояснила тогда пресс-секретарь Ростовского УФАС Екатерина Соколова.
Как сообщила в интервью «Коммерсанту» юрисконсульт департамента транспорта Ростова-на-Дону Наталья Михеева, это и стало причиной октябрьского иска от инвестора.
Впрочем, отказ НТЦ «Измеритель» развивать систему безналичной оплаты проезда в общественном транспорте Ростова не означает, что безнал умер, стремятся доказать чиновники. Власти Ростова и региона последние месяцы стараются убедить ростовчан, что транспортные карты не только «скорее живы». Как ранее рассказал журналистам заместитель мэра Владислав Максименко, администрация приняла решение выкупить оборудование в муниципальную собственность.
«После этого появятся иные правовые возможности для ее применения»,– уточнил заммэра, не открывая карт.
Более того, с дальним прицелом на нормально работающий безнал в Ростове повысили стоимость оплаты проезда. Владислав Максименко подчеркнул, что систему реанимируют к концу года, и владельцы транспортных карт будут платить на рубль меньше, чем сторонники «реальных» денег.
Пару недель назад судьбу ростовского безнала под контроль взял губернатор Ростовской области Василий Голубев, поручивший следить за ситуацией минтрансу региона. До 7 октября – то есть, до конца этой недели, – в Ростове планировалось «реанимировать» все терминалы продажи и пополнения транспортных карт. А в мэрии заверили, что работа по поиску схемы, которая максимально учтет интересы сторон, уже ведется. Впрочем, эксперты склоняются к выводу, что подключение к безналу всех АТП города – это миф. Даже если собственником оборудования будет муниципалитет.
«Я не знаю таких норм законодательства, которые могли бы обязать частные компании выбрать определенную форму расчета с потребителями услуг», – рассказал «Коммерсанту» старший юрист адвокатского бюро «Юг» Сергей Радченко.
Фото: Фото автора