Полностью вернуться к нормальной жизни после восьми дней плена восьмилетняя ростовчанка Даша Попова сможет не раньше, чем через несколько месяцев. В такой срок оценивают адаптацию ребенка психологи, рекомендуя все же наблюдать Дашу у специалистов не менее года.
Напомним, накануне в Ростове-на-Дону в багажнике машины нашли живой восьмилетнюю Дашу Попову. В плену у похитителя, который намеревался требовать выкуп, школьника провела около восьми суток. Все это время 57-летний ростовчанин Александр Максимов держал девочку на заднем сидении или даже в багажнике автомобиля, давая ей еду только для поддержания жизни. Сразу после освобождения девочку передали на руки медиков. Никаких физических травм у ребенка не диагностировали, отметив только истощение. Однако эксперты в детской психологии отмечают, что девочке после пережитого потребуется помощь психологов или психиатров.
«Во-первых, это нужно для того, чтобы оказать помощь ребенку, во-вторых, чтобы провести профилактику хронического стрессового расстройства, которое, как правило, развивается у заложников и дает довольно серьезные последствия в будущем», – сказала в интервью РИА Новости главный детский психиатр Москвы Анна Портнова. Похищение может спровоцировать депрессию, а в дальнейшем – пристрастие к алкоголю и даже изменения личности, добавила эксперт. Она пояснила, что родителям придется делать ряд психиатрических экспертиз, чтобы доказать душевные страдания ребенка и добиться максимального наказания для похитителя. Это – дополнительный стресс. Поэтому наблюдаться у специалиста лучше не менее года.
Психиатр-криминалист, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов в свою очередь считает, что специальные психологические методы девочке не требутся. Единственное, что поможет забыть о пережитом – это любовь и забота.
«В семье не должно быть никаких конфликтов, ссор, споров, только любовь, забота и взаимопонимание», – сказал РИА Новости Виноградов. Он порекомендовал обязательно сопровождать ребенка в школу и встречать из школы, чтобы Даша не чувствовала себя ни на минуту беззащитной, однако не советовал переходить на домашнее обучение.
«В школе друзья, приятели, подружки, игры, а дома она замкнется», – сказал Виноградов. Эксперт оценил процесс адаптации девочки к обычной жизни в полтора-два месяца.