С 6 июля 2012 года ростовское управление МВД возглавил полковник полиции с более чем 30-летним стажем работы в органах внутренних дел. Это Юрий Иванович Кравченко. В донскую столицу полицейский перевелся из межмуниципального управления МВД РФ «Новочеркасское», где год был руководителем. До этого он занимал должность начальника ОВД Темрюкского района Кубани, в котором проработал шесть лет, еще раньше был первым заместителем начальника в ОВД города Горячий Ключ. Прежде чем стать главным полицейским Ростова-на-Дону, Юрий Кравченко почти 20 лет поработал на руководящих постах в разных городах и регионах. Каково быть начальником системы МВД города-миллионника, в чем специфика Ростова? На эти и другие вопросы от 161.ru ответил Юрий Кравченко.
– Юрий Иванович, прослужив столько лет в правоохранительных органах и поработав в разных регионах, как вы оцениваете криминогенную ситуацию в донской столице?
– Ростов-на-Дону – город-миллионник, поэтому преступлений в нем совершается больше, чем в городах с меньшим количеством населения, однако их динамика и структура те же. По нашим данным, 60–70% от общего числа преступлений в донской столице составляют кражи. В целом, это не идет в разрез с общероссийской статистикой. На втором и третьем месте по количеству зарегистрированных преступлений, так же как, и по стране, стоят грабежи и разбои.
– В чем, по вашему мнению, специфика Ростова-на-Дону?
– Когда мне доверили возглавить ростовское управление МВД, я предполагал, что будет большое количество квалифицированных преступлений, таких как заказные убийства, вымогательства. Ведь не каждый день становишься руководителем полиции города-миллионника. На самом деле оказалось, что в донской столице больше совершается разбоев, грабежей, бытовых преступлений. Часто граждане не по назначению применяют травматическое оружие, чем ставят под угрозу жизнь других жителей города. За август у нас зарегистрировано больше шести случаев применения травматического оружия. По этим делам еще идут проверки. Громкий резонанс получило происшествие в Кировском районе: молодого человека ранили в спину из травматического пистолета. У него произошел конфликт «пешеход-водитель» с неизвестным автомобилистом, закончившийся применением травматического пистолета. Возбуждено уголовное дело.
– Как вы считаете, с чем связано то, что ростовчане часто применяют травматическое оружие вместо того, чтобы решать проблемы мирным путем?
– В Ростове, действительно, часто конфликты разрешаются при помощи оружия, и мы будем граждан от этого отучать. Наши жители забывают, что лицензии на гражданское оружие выдаются им для того, чтобы они могли ходить на охоту, участвовать в специальных спортивных мероприятиях, тренировочных и учебных стрельбах. Применять его нужно только в случае крайней необходимости или необходимой обороны, чтобы защищаться, но посторонние люди при этом пострадать не должны.
– А какими методами полиция будет отучать владельцев оружия применять его не по назначению?
– Во-первых, профилактической работой с гражданами, в частности, через СМИ. Во-вторых, сотрудники лицензионно-разрешительной службы и участковые регулярно обходят владельцев оружия, проверяют условия его хранения, соответствие и сроки выданных разрешений и лицензий, лично проводят беседы с гражданами. И, конечно, собственным примером. Я больше 30 лет работаю в правоохранительных органах и хожу по городу без пистолета.
– Какие первоочередные проблемы, с точки зрения правоохранителя, существуют сегодня в Ростове-на-Дону?
– Эти проблемы мы сейчас обсуждаем и стараемся решить совместно с городской администрацией. Например, один пункт медицинского освидетельствования на город-миллионник – это мало. Тратится очень много времени и сотрудниками, и гражданами на то, чтобы приехать туда, дождаться своей очереди и пройти освидетельствование. Сейчас обсуждается открытие в Ростове трех дополнительных пунктов, чтобы разгрузить основной. Тогда и полицейский в сэкономленное время мог бы идти раскрывать преступления или как-то иначе помогать людям, и гражданин не проводил бы половину дня в очереди. Другая проблема – это квартирные кражи и кражи из частных домов. Квалифицированных квартирных краж много, воры ломают замки и проникают в дома на дачных участках, или через форточку – в квартиры на первых-вторых этажах. Преступники выбирают незащищенные жилища, где нет сторожевых собак, систем охраны и сложных замков. Сотрудники уголовного розыска Ростова каждую неделю задерживают поодиночке или группами подозреваемых в квартирных кражах. Тем не менее предупредить преступление способны только сами ростовчане, если будут закрывать двери и не бросать открытыми окна своих домов и квартир.
– Недавно ваши сотрудники, работающие по линии борьбы с экономическими преступлениями, задержали на взятке начальника и педагогов военной кафедры при одном из вузов города. И такие случаи, увы, не редкость в нашей жизни....
– Считаю, если человек использует служебное положение в корыстных целях, то он должен нести за это ответственность. Я думаю, что за экономические составы преступлений и преступления против личности нужно наказывать по-разному. Во-первых, гражданин, совершивший проступок, не должен продолжать работать в той же должности. Во-вторых, я согласен с законодательством, за экономические составы преступлений – финансовое наказание. Человек смошенничал, пусть расстанется с деньгами, заплатит государству штраф, соразмерный его проступку. А в тюрьмах будут сидеть убийцы, разбойники, грабители.
– Сейчас в СМИ активно говорят о росте подростковой преступности. В чем вы видите корни этой проблемы?
– Вот вам пример: на днях полицейские искали девочку в Первомайском районе Ростова. Родители злоупотребляли алкоголем и потеряли ребенка на улице. Сотрудники ее нашли. Девочка сейчас в больнице, в отношении обоих родителей собран материал на лишение родительских прав. Это только один из случаев, когда родители не исполняют свои обязанности и забывают о ребенке. Незащищенность несовершеннолетних – одна из основных причин возникновения малолетней, а затем и подростковой преступности. Еще одна из причин – у нас мало бесплатных кружков, в которых могли бы заниматься дети из малообеспеченных семей. Не все родители могут устроить ребенка в секцию, водить его в бассейн. Дети в свободное время предоставлены сами себе, гуляют по дворам, от нечего делать пробуют алкогольные напитки или, еще хуже, наркотики. Другая проблема – в погоне за прибылью продавцы закрывают глаза на возраст покупателя и продают алкоголь подросткам. Гражданам не жалко чужих детей, хотя мы все живем в одном городе и стараемся на его благо. Решить эту проблему в одиночку полиции не по силам. У правоохранителей в этом вопросе слишком мало полномочий, нам нужна помощь администрации, образовательных учреждений, чтобы общими усилиями мы смогли помочь детям.
– Юрий Иванович, на днях в сети Интернет появился материал, вызвавший широкое обсуждение у ростовчан. В нем приводилась ваша цитата из доклада ростовской городской думе, что в Ростове-на-Дону 32% аварий происходят по вине плохих дорог. Как вы считаете, почему ростовчане с недоверием отнеслись к статистике?
– Надо сразу пояснить, что считается «плохой дорогой». По ГОСТу, утверждающему требования к эксплуатационному состоянию «автомобильных дорог и улиц», к плохим дорогам относятся те, на которых имеются выбоины, провалы, просадки люков, отсутствуют подходы к пешеходным переходам, недостаточно видна дорожная разметка. На них чаще всего образуются очаги аварийности. Если на 400 метров дороги происходит более трех ДТП, участок признается очагом аварийности. С начала 2012 года их в Ростове насчитывается около 700. Но они не постоянны, одни очаги ликвидируются за счет ремонта дорог, установки ограждений для пешеходов, – образуются другие. Безусловно, плохие дороги – это только одна из причин высокой аварийности в нашем городе. Значительная часть ДТП происходит из-за несоблюдения водителями скоростного режима и перехода дороги пешеходами в неположенном месте. На том же заседании в гордуме один из депутатов возразил мне, что в Саратове количество ДТП, происходящих по вине плохих дорог, в разы ниже. Я ему ответил тогда и сейчас говорю, что Ростов-на-Дону – не Саратов. Как «там» – меня не интересует, нужно решать проблемы здесь. У нас высокая аварийность на дорогах, будем проводить акции, специальные мероприятия по улучшению культуры вождения ростовчан.
– Вы как руководитель крупного ведомства в городе-миллионике, наверное, уже столкнулись с кадровым вопросом. Много ли сейчас желающих работать в полиции?
– Желающих много, за три месяца лета у нас принято на службу больше 100 человек. Видна динамика в положительную сторону. Обращается и хочет устроиться еще больше граждан, но уровень их подготовки порой не позволяет зачислить их в ряды полицейских. В основном они не проходят собеседование по юридическим вопросам.
– Начальник УМВД России по Ростову-на-Дону – это очередная ступенька в карьере?
– На каждом месте, где я работаю, отношусь к своим обязанностям с особой скрупулезностью, стараюсь не допускать ошибок и применять положительный опыт работы прошлых лет.
Дарья ДЕМАКОВА
Фото: Фото пресс-службы УМВД РФ по Ростову