Греческий нефтяной танкер Energy Centurion с российским экипажем захватили пираты. Связи с судном, которое сейчас находится в Гвинейском заливе у побережья Нигерии, нет. Как сообщает МИД РФ, жизням моряков, в числе которых семеро жителей Ростовской области, ничто не угрожает. Пиратов интересует лишь груз – 50 00 тонн нефтепродуктов. Однако независимый эксперт Михаил Войтенко предупреждает: стремление сделать из захвата судна шоу и провести силовое освобождение заложников может изменить миролюбивые планы грабителей.
Нефтяной танкер Energy Centurion под флагом острова Мэн (Великобритания) попал в пиратский плен еще 28 августа. Это произошло около 2:00 по местному времени в территориальных водах Того. На сигнал о бедствии отреагировал патрульный катер. Пираты вступили в перестрелку, освободить моряков не удалось. Посольство России в Бенине и Того (по совместительству) сообщило, что катера тоголезской береговой охраны преследовали захваченный пиратами танкер, но не догнали. Energy Centurion ушел от патрульных катеров бенинских ВМС в сторону Нигерии через территориальные воды Бенина. Сегодня танкер видели у берегов Нигерии.
«В настоящее время судно, контролируемое пиратами, перемещается у нигерийских берегов», – отмечается в сообщении судовладельца, которое приводит ИТАР-ТАСС.
Как сообщил накануне во второй половине дня российский МИД, на борту судна, которое обслуживает греческая компания Golden Energy Marine, находилось 24 члена экипажа. За исключением капитана, подданного Греции, все остальные – граждане Российской Федерации. Подбором экипажа занималось агентство Alpha Marine Crew Services (Новороссийск). К настоящему времени известно, что в составе команды – шесть моряков из Ростовской области. Причем два из них поступили на танкер в качестве кадетов (практикантов) – 22-летний механик Александр Денисевич и 27-летний электромеханик Виталий Зюзин.
Как уточнили в МИДе, сразу после пиратской атаки судовладельцу удалось связаться с капитаном. Тосиос Анастосиос сообщил, что «угрозы для жизни экипажа нет». Вскоре после этого связь с танкером была потеряна. Как скоро моряки будут освобождены и каковы намерения пиратов, пока неизвестно – свои требования захватчики не предъявляли. Однако вариант долговременного удержания заложников с целью выкупа эксперты считают маловероятным.
«По последней информации, поступающей от британских партнеров, речь идет не о захвате заложников, а о грабеже – на танкере находится 50 000 тонн дизельного топлива и бензина», – подчеркнули в российском МИДе.
Аналогичной точки зрения придерживается и известный российский эксперт в области международного морского права, главный редактор издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко. По его мнению, гвинейские пираты, в отличие от сомалийских коллег, не могут себе позволить такой роскоши, как многомесячное удержание судов, и предпочитают на скорую руку грабить танкеры, перевозящие топливо.
«Эти пираты не заинтересованы в убийстве моряков. Члены экипажа нужны им, чтобы помогать перегружать содержимое танкера. Думаю, что жизни моряков ничего не угрожает, и они будут на свободе максимум через неделю», – сказал Войтенко в интервью Русской службе BBC.
Однако буквально несколько часов назад Войтенко изменил свое мнение и заявил о том, что появилась реальная угроза для жизней членов экипажа захваченного танкера.
«Российские СМИ радостно сообщают о том, что захваченный пиратами Гвинейского залива танкер Energy Centurion с 23 россиянами и 1 греком, капитаном, на борту найден и отслеживается авиацией. В этом районе оказался, к несчастью, французский военный корабль, который обнаружил танкер и бодро начал его преследовать. К делу подключат авиацию, которая, как жизнерадостно заявили СМИ, «освободит российских моряков». Вся эта свистопляска с «освобождением» может кончиться не освобождением, а гибелью моряков или в лучшем случае, захватом части из них в заложники в качестве «живого щита», – считает Войтенко.
Эксперт ссылается на данные мировых спецслужб, которые однозначно считают силовое освобождение торгового судна крайне опасным делом, прибегать к которому стоит лишь в единичных случаях. Под которые ситуация с Energy Centurion не подпадает.
«Дайте пиратам разграбить груз, и они спокойно уйдут с танкера, не причинив вреда экипажу. Они ведь не ослы, пираты эти. Они видят, что их начали обкладывать. Может быть, они покинут танкер в ближайшие часы, пока есть такая возможность. А может быть, будут разворовывать груз до конца, как обычно. Но для того, чтобы уйти с судна живыми и невредимыми, видя, что поблизости военные, они вынуждены будут взять с собой заложников», – предупреждает эксперт, призывая все же отказаться от зрелищ и вспомнить о людях – членах экипажа Energy Centurion. Вот их имена:
1. Капитан – Тосиос Анастосиос (Греция).
2. Старший помощник Вячеслав Седов – 54 года, Новороссийск.
3. Второй помощник Георгий Хорала – 28 лет, Новороссийск.
4. Третий помощник Павел Шацков – 45 лет, Новороссийск.
5. Старший механик Алексей Алейников – 36 лет, Ростов-на-Дону.
6. Второй механик Вадим Синяпкин – 42 года, Ростов-на-Дону.
7. Третий механик Федищев Игорь – 27 лет, Новороссийск.
8. Четвертый механик Сергей Кузнецов – 39 лет, Новороссийск.
9. Электромеханик Антон Петин – 24 года, Новороссийск.
10. Данкерман Александр Емсков – 44 года, Новороссийск.
11. Боцман Виктор Кобелев – 53 года, Новороссийск.
12. Матрос Александр Гунькин – 29 лет, Ростов-на-Дону.
13. Матрос Алексей Воловик – 27 лет, Батайск.
14. Матрос Станислав Ярыш – 26 лет, Краснодарский край.
15. Матрос Евгений Москвитин – 23 года, Новороссийск.
16. Кадет (практикант) Сергей Пеленков – 19 лет, ст. Павловская, Краснодарский край.
17. Кадет (практикант) Алексей Хлудов – 22 года, Новороссийск.
18. Фиттер Владимир Лысенко – 60 лет, Новороссийск.
19. Моторист Константин Вакеев – 22 года, Краснодарский край.
20. Кадет-механик (практикант) Александр Денисевич – 22 года, Ростовская область.
21. Кадет-электромеханик (практикант) Виталий Зюзин – 27 лет, Ростовская область.
22. Повар Геннадий Усманов – 56 лет, Краснодар.
23. Буфетчик Вячеслав Прудников – 20 лет, Новороссийск.
24. Буфетчик Андрей Давыдов – 44 года, Новороссийск.