Экспансия гипермаркетов в Ростовской области наращивает обороты и требует от торговых сетей использовать довольно агрессивные средства по снижению цен на основные продовольственные продукты. Региональные антимонопольные органы выявили грубые нарушения в договорной документации ООО «Лента» и привлекли к административной ответственности за нарушение закона о торговле. Ситуацию прокомментировала 161.ru начальник отдела изучения и контроля товарных рынков Ростовской области УФАС России Наталья Кожемяко.
«Мы уже не первый год ведем мониторинг рынков продовольственных товаров и следим за соблюдением Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». 1 февраля 2010 года вступили в силу поправки в этот закон с рядом основополагающих положений в отношении договоров поставки для торговых сетей. Если резюмировать эти положения, то они сводятся к тому, что торговые сети при заключении договора поставки не должны выставлять продавцам никаких дополнительных условий. ООО «Лента» привлечено к административной ответственности именно в этой связи, и пока что это самый крупный факт нарушения «Закона о торговле» в нашем регионе.
Во время рассмотрения дела мы привлекли 20 поставщиков ООО «Лента». Все они зарегистрированы на территории Ростовской области. Были изучены условия их договоров с торговой сетью и обнаружены десятки нарушений, принуждающих к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров. Например, поставщику яиц необходимо было оплатить спецоборудование для выставления товара на прилавок. Для поставщиков рыбы, грибов овощей, чая – квалифицированного специалиста для осуществления консультаций.
Интересный факт: представители торговой сети сами не смогли ответить на вопрос, что это за оборудование, и что будет делать высококвалифицированный обслуживающий персонал с этими видами товаров. В любом случае сумма этих взаимозачетов больше, чем 10% от стоимости товара, а это уже нарушение закона. Естественно, под всеми этими бонусами и взаимозачетами скрывается конечная цель – максимально снизить оптово-отпускную цену.
Есть проблема и с другой стороны. Складывается впечатление, что поставщики боятся сообщать о фактах правонарушений со стороны торговых сетей. За два года мы зафиксировали только две жалобы. Исходили они от крупных производителей продовольственных товаров. Их крепкое положение на рынке позволяет им не бояться предавать огласке свои отношения с гипермаркетами. В остальных же случаях поставщики, видимо, предпочитают умалчивать о некоторых пунктах в своих договорах, зачастую даже не разобравшись, за что они платят деньги.
Замечу, что недавно в Москве прошло слушание аналогичного дела крупной торговой сети о нарушениях в сфере экономической конкуренции, и суд вынес решение в пользу УФАС России. Таким образом, начатая нами борьба с препятствиями для доступа товара на рынок в обстановке здоровой конкуренции имеет хорошие перспективы».