Ростов-на-Дону прощается с традицией ветеранских шествий. Сегодняшнее прохождение может стать последним в силу преклонного возраста героев. Хотя, как подчеркивают чиновники, окончательное решение не принято. Да и сами ветераны не настроены «сдаваться» в утиль.
«Так что же мне теперь, через забор прыгать? Не мальчишка, не 18 лет все-таки», – всплескивает руками статный и бодрый – на вид ну никак не больше 70-ти – мужчина в пиджаке с орденами. Полицейский – минимум раза в три моложе – смущенно пожимает плечами: подземный переход у филармонии закрыт, единственный путь на ту сторону Большой Садовой – только через забор либо в обход, до ближайшего светофора.
«Я же участник шествия, у нас там встреча, на улице 7 Февраля», – уже на ходу, да так, что дочка еле поспевает следом, все еще возмущается ветеран.
Традиция ветеранских шествий в Ростове-на-Дону насчитывает почти четыре десятка лет: впервые ветераны прошли по Большой Садовой 9 мая 1975 года. Тогда, в юбилей Великой Победы, колонна растянулась от Буденновского до Театральной площади: в Ростове-на-Дону насчитывалось почти 40 000 ветеранов. В 2012-м герои встречаются на небольшой улочке 7 Февраля, откуда рукой подать до Театральной. Очередную годовщину победы встречают 3354 участника Великой отечественной, а в шествии смогли принять участие около тысячи человек.
«Ростов-на-Дону остается едва ли не единственным городом России, где фронтовики, несмотря на свой преклонный возраст, сохраняют эту традицию. Хотя мы уже пришли к тому, что, скорее всего, это будет последнее торжественное мероприятие, – скрепя сердце, признался журналистам председатель совета ветеранов Ростова-на-Дону Борис Старосельский. – Самому младшему из участников шествия – Ивану Савченко – 86 лет, а самому старшему – Якову Кукуюку – уже 93 года».
В следующем году, продолжает Борис Старосельский, ветеранов пересадят на автобусы либо в автомобили.
«Мы ж молодые еще! Мне не хватает одного года до 90, – участник шествия, старший матрос Степан Вычужин такого пессимизма не разделяет. – Сказали же, что мужчина должен жить до 120 лет, вот и стремимся. И в следующем году обязательно пойдем, если доживем. Но много надо дожить еще».
«Еще ничего, но тяжело уже, – признается совсем еще молодой – всего 85 лет – Алексей Земуков. – Воевать начал с 14 лет в Сталинграде, помогали армии, доставали оружие, продукты. С войны – контузия, перенес 16 операций. Но креплюсь, веду образ жизни нормальный, не падаю духом». Не падает духом до такой степени, что заявляет, не раздумывая: случись война сегодня, первым пошел бы воевать.
Тем не менее в ветеранских «коробках» – их восемь по числу районов Ростова-на-Дону – стало больше молодых лиц. Многих ведут под руку, два участника шествия передвигаются на инвалидных колясках. Администрация одного из районов захватила с собой пятерых врачей, колонну сопровождает даже районный главврач. Позже станет известно, что два ветерана проиграли бой гипертонии и сдались врачам «скорой помощи». О том, что годы все же – самый безжалостный противник, напоминает и запах валерьянки, который иногда плывет над колонной поколения победителей. Правда, участники шествия сетуют на то, что их слишком рано собрали: многим пришлось провести на ногах около часа, да и солнце начинает припекать.
«Вроде пошли... Все, девочки, в строй», – с облегчением обращается к орденоносным «девочкам» Советского района, в делегации которого, пожалуй, самое большое количество женщин-ветеранов, представительница администрации.
Колонна ветеранов сначала медленно, гусиным шагом, но потом – все быстрее и быстрее движется по коротенькому отрезку Большой Садовой. Идущих сопровождают шквал аплодисментов и крики «Спасибо!». Дети, хитростью миновав полицейское оцепление, подбегает вручить цветы, взрослые передают букеты через журналистов. Лица ветеранов расцветают улыбками.
«Помирать нам рановато – Есть у нас еще дома дела», – слова затянутой «девочками» из Советского района «Дорожки фронтовой» тонут в оглушительном «Дне Победы», когда фронтовики выходят на залитую солнцем Театральную площадь.
Фото: Фото автора