Аксайский суд Ростовской области назначил эксгумацию тел зверски убитой в июле 2008 года семьи подполковника нижегородского СОБРа Дмитрия Чудакова. На этом настояла сторона защиты единственного обвиняемого Алексея Серенко. Родственники надеются, что новая комплексная экспертиза расскажет, кто на самом деле мог убить физически сильного мужчину, его жену и двух малолетних детей.
О трагедии стало известно ранним утром 8 июля 2009 года, когда на трассе М-4 «Дон» в Аксайском районе Ростовской области была обнаружена машина Дмитрия Чудакова с расстрелянными телами всех членов его семьи. Убийцы не пожалели 7-летнего сынишку и 11-летнюю дочь Дмитрия. На теле девочки эксперты насчитали 37 ножевых ранений.
30 сентября того же года был задержан подозреваемый – житель Аксая 26-летний Алексей Серенко. Единственным доказательством стала и до сих пор является баллистическая экспертиза. Она показала, что именно из его «Сайги» была расстреляна семья. Слова девушки, которая настаивала на его алиби, показались следствию неубедительными.
«Я с полной ответственностью заявляю, что ночь убийства я провела с Алексеем Серенко вместе. Я все это время находилась с ним, о чем также на допросах заявила следователю. Также мои слова подтверждают люди, которые видели нас с Алексеем в ту ночь. После этих показаний мне и людям, которые подтверждают, что я была с Алексеем, следствие стало угрожать, настаивать на том, чтобы я и эти люди отказались от показаний», – утверждала Ирина Коренева в видеоролике-обращении к президенту страны. Подозреваемого упекли в СИЗО. Однако защита обратилась к признанным экспертам в области судмедэкспертизы и баллистики, которые засомневались в достоверности и полноценности следственных действий.
В итоге в августе 2011 года единственного подозреваемого освободили, а дело вернули на доследование.
«Защита Серенко не раз ходатайствовала о проведении новой комплексной экспертизы. Даже на фотографии убитого Дмитрия Чудакова независимый эксперт обнаружил синяк, напоминающий след от наручников. В официальном заключении ничего подобного не было, – вспоминает лишь один недочет в беседе с корреспондентом 161.ru адвокат Серенко Альберт Погосян. – Теперь назначена эксгумация, но следствие, на мой взгляд, по-прежнему склоняется только к одной версии: Серенко причастен к убийству и точка. Мой подзащитный по-прежнему в статусе обвиняемого».
И это мнение разделяет мать погибшего Дмитрия Чудакова. Пока следственные действия приносят женщине только боль, моральные унижения и неверие в правосудие.
«В начале января мне позвонил генерал Ахмедов (новый следователь по делу Чудакова. – Прим. авт.), сказал, что он теперь ведет это дело, выразил мне соболезнование и сказал, что для поимки убийц... нужна эксгумация... я говорю: а без нее, что, никак нельзя обойтись, ведь я вам написала 12 листов ходатайств с вопросами, которые вы удовлетворили, если сделать это добросовестно, то не понадобится и эксгумация. Он ответил, что убийц не найдем, пока не сделаем это», – пересказывает непростой для матери диалог Валентина Чудакова.
«Раз вы будете разрывать могилу, тогда и сына с мальчиком тоже нужно, так как у сына наручники, прострелы на ногах, а Сашу (внука. – Прим. авт.) я не признала, и повреждения на ногах мальчика не описаны экспертами», – просьба матери была внесена в письменное ходатайство за подписью Ахмедова.
Первые следственные действия на кладбище прошли 25 апреля – как утверждает Валентина Чудакова, без предупреждений, официальных бумаг и экспертов. Очевидец AlexeyTitievsky на форуме, посвященном делу Чудакова, так описывает произошедшее на кладбище: «Ну, в общем, жестокое цирковое представление (процессуальным действием на проведение эксгумации это назвать, конечно, нельзя) происходило следующим образом. Мать узнала о проведении неких действий на кладбище сегодня случайно. По приезду обнаружила, что на месте есть Черноиваненко (член следственно-оперативной группы. – Прим. авт.), Алексей Калачев (отец Ирины Чудаковой. – Прим. авт.). По бокам могилы вкопаны четыре столба и периметр по этим столбам обшит листовым железом. Было много милиции и местных жителей. Объяснений никто не дал. Внутри не было ни техники, ни рабочих. Могила была не тронута. Мать начала рваться вовнутрь, ее не пустили. Со слов Черноиваненко, с постановлением об эксгумации ознакомиться нельзя, оно у Калачевых. За пределами кладбища Калачев ударил мать в лицо. Всю эту сцену снимали. Позвонили ребятам из отряда. По их приезду и столбы уже сняли, и ограждение. Могила была не тронута. Ахмедов на звонок матери ответил сразу, объяснений не дал. Сказал, что Серенко – убийца».
Как сообщает пресс-центр следственного комитета РФ, процедура эксгумации в настоящее время приостановлена – правда, из-за противодействия со стороны матери Ирины Чудаковой. Процесс будет завершен позже. Адвокаты Алексея Серенко, согласно УПК, настаивают на участии в проведении экспертизы «специалиста от стороны защиты», который поможет ответить экспертам на ряд «повисших» после вскрытия тел в июле 2009 года вопросов и в итоге найти убийц семьи нижегородского СОБРовца.
Между тем выпущенный под подписку Алексей Серенко 14 февраля этого года женился на той самой, просившей защитить его у президента РФ, Ирине. Уже в мае у них должен появиться на свет малыш. Новое расследование уголовного дела в отношении жителя Аксая стартует уже в сентябре этого года.