Донские дороги попали в антирейтинг. Они признаны дорогами с наихудшим уровнем безопасности. Между тем, дорожники не прекращали работать зимой, а с наступлением весенне-летнего или, как принято говорить у дорожников, строительного сезона и вовсе вышли на круглосуточный режим. Об основных проблемах, связанных с ремонтом и содержанием донских дорог, в беседе с корреспондентом 161.ru рассказал глава Федерального управления автодорог «Северный Кавказ» Владимир Рожков.
– В рейтинге Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» дороги Ростовской области попали в категорию «Дороги с наихудшим уровнем безопасности». Согласны ли вы с такой оценкой?
– Аварийность у нас в регионе есть, это надо признать. Однако прежде, чем говорить о проблеме в целом, стоит сказать несколько слов о критериях составления этого рейтинга. В него включаются 30 наиболее густонаселенных регионов нашей страны, главным показателем безопасности дорожного движения считается соотношение ДТП и пострадавших в них людей на количество населения в регионе. В то же время не учитываются такие важные показатели, как интенсивность движения, качество и протяженность дорог, климатические условия и даже уровень жизни населения. Ведь чем лучше живут люди, тем больше машин на дорогах и выше риск аварийности. Свой большой вклад в рост ДТП в Ростовской области вносит транзитный транспорт. Всем известен парадокс: чем хуже в регионе дороги, тем медленнее едет поток, и тем выше уровень безопасности в целом. Мы знаем, что в целом ряде густонаселенных регионов качество дорог далеко не идеальное. В результате водители проявляют там повышенную осторожность, не развивают высоких скоростей и берегут свой автомобиль. У нас же автомобилисты, пользуясь наличием хороших дорог, часто не соблюдают скоростной режим, условия маневрирования и обгона. На рост аварийности также значительно повлияло сокращение линейных сотрудников ГИБДД, снизился контроль за ситуацией на дорогах.
Другой важный момент – большой поток транзитного транспорта. В Ростовской области наблюдается высокая интенсивность движения в направлениях транспортных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток». Соответственно, с мая по октябрь, особенно в летние курортные месяцы, поток транспорта по нашим дорогам возрастает в разы. Чем выше интенсивность движения, тем выше аварийность – это объективная закономерность. По территории Донского края проходит трасса М-4, это настоящая транспортная артерия, по которой в летнее время года за день проходит более 50 тысяч автомобилей. Есть такая нагрузка на дороги, скажем, в Белгородской области или в Удмуртии? Нет. А вот Ленинградская и Нижегородская области, Красноярский край, которые являются нашими соседями в этом рейтинге, это крупные транспортные и промышленные узлы. Считаю, данный рейтинг не совсем объективен. Намного правильнее было сделать рейтинг безопасности по отдельным дорогам, либо доработать существующий с учетом вышеперечисленных факторов, тогда это давало бы объективную картину и по регионам, и в целом по стране. Со своей стороны, мы осознаем проблему безопасности движения на дорогах и постоянно проводим работу по улучшению их состояния. Но без помощи контролирующих органов, которые следят за поведением водителей и пешеходов, повышения уровня общественного сознания и ответственности, невозможно добиться устойчивой тенденции снижения ДТП и смертности на дорогах. Самое главное, надо поменять отношение людей к этой проблеме.
– На недавнем заседании комиссии по безопасности дорожного движения как раз говорили о высоком уровне аварийности, в том числе на федеральных трассах. Только на М-4 «Дон» выявлены 23 очага концентрации ДТП. Какие меры предпринимаются, чтобы снизить печальную статистику?
– Давать оценку статистике на М-4 я не могу, она находится в ведении Госкомпании «Автодор». Если же говорить об автодорогах ФКУ «Севкавуправтодор», а это прежде всего М-23 «Ростов – Таганрог», М-21 «Волгоград – Каменск-Шахтинский», М-19 «Новошахтинск – Майский», а также Северный, Южный и Западный подъезды к Ростову-на-Дону, то с негативными тенденциями ведется серьезная борьба. В 2011 году на наших дорогах произошло 233 дорожно-транспортных происшествия, погибли 53 человека, ранены 352. Есть 22 очага аварийности, по которым проводится целенаправленная работа.
Ежегодно мы выполняем комплекс работ, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Два раза в год обновляем дорожную разметку, которая сделана из термопластика, в этом году ближайшие работы пройдут в мае. На всех пешеходных переходах ставятся катафоты «Кошачий глаз», повышающие видимость переходов в темное время суток и при плохой погоде. На трассах М-19 и М-21 вблизи пешеходных переходов в прошлом году установлено 28 информационных щитов «Внимание, пешеходы», выполненных на желтом флуоресцентном фоне. Из них 14 щитов размещены непосредственно в г. Новошахтинске. Кроме того, велись работы по установке на трассах барьерного ограждения, сигнальных столбиков, новых дорожных знаков.
В Ростовской области на сети федеральных дорог работают 11 метеокомплексов. С их помощью мы круглосуточно следим за состоянием дорожного покрытия, что особенно важно в зимнее время года. Видео с места события в режиме реального времени выводится на мониторы диспетчерской службы Центрального управления производства нашего управления. Это позволяет своевременно получать информацию о состоянии дорог, принимать меры по обработке проблемных участков противогололедными материалами и исключить образование зимой заторов на дорогах. Если на каких-то участках появлялись ямы, подрядчики устраняли дефекты в течение 2-3 дней. Сегодня мы можем констатировать: наши дороги успешно пережили зиму, незначительное разрушение покрытия отмечено на минимальном количестве участков.
В 2012 году запланированы работы по строительству двух надземных пешеходных переходов на трассе М-23 «Ростов – Таганрог». Они будут расположены на 8-м (садовое товарищество на выезде из Ростова-на-Дону) и 53-м километрах (п. Самбек). Ведется работа по проектированию еще четырех надземных пешеходных переходов, два из них планируется построить в Новошахтинске и два – на Южном подъезде к Ростову в районе пос. Солнечный (11-й километр) и Наливная (17-й км). Намечены также установка и замена 1600 дорожных знаков, 800 катафотов и сигнальных столбиков. Основной акцент при проведении работ будет сделан на участки с очагами аварийности. Безопасность дорог – это приоритетное направление нашей работы.
– В 2012 году дорожный фонд Ростовской области вырос до 10 млрд рублей. Как планируется осваивать эти деньги? Какие объекты являются первоочередными?
– Освоением этих средств будет заниматься Министерство транспорта Ростовской области. Наше управление не имеет никакого отношения к областному дорожному фонду, на работы по федеральным дорогам мы получаем прямое финансирование из Федерального дорожного агентства (Росавтодор). Впрочем, надо отметить, что главная сложность сейчас заключается не в объеме выделенных средств, а именно в их освоении. В нашем регионе сейчас просто нет достаточного количества надежных подрядчиков, качественно выполняющих свою работу, которым можно было бы доверить большой фронт работ по благоустройству дорог в Донском крае.
– Сколько федеральных трасс нужно привести в порядок?
– Наши трассы находятся в хорошем состоянии, вы можете проехать по ним и сами в этом убедиться. Но дороги надо ремонтировать каждый год, определяя наиболее проблемные участки и устраняя выявленные дефекты. В 2012 году мы продолжим реконструкцию четырехкилометрового участка на автодороге М-23 «Ростов-Таганрог» и проведем три капитальных ремонта федеральных трасс Ростовской области. Это участки км 49+800 – км 54+000 на М-23, км 299+000 – км 303+000 на М-21 «Волгоград – Каменск-Шахтинский» и км 875+600 – км 885+000 М-19 «Новошахтинск – Майский».
Наиболее заметный участок капремонта расположен на М-19. Наша дорога там вплотную подходит к границе с Украиной, где расположен МАПП «Новошахтинск». В прошлом году мы уже сдали один такой объект – это участок км 112 – км 117 на М-23 возле МАПП «Весело-Вознесенка», теперь приступаем к следующему. Как и на прошлом объекте, на километровом участке, примыкающем к таможенному переходу, мы расширим дорогу с двух до четырех полос, чтобы улучшить условия для людей, пересекающих государственную границу.
Всего в этом году в Ростовской области планируется капитально отремонтировать почти 18 км дорог, а также провести ремонт еще 10 участков общей протяженностью около 50 км, в том числе Северного подъезда к Ростову-на-Дону.
– В какую сумму в среднем обходится строительство километра трассы первой категории в Ростовской области?
– На ваш вопрос нельзя ответить однозначно, потому что все участки дорог разные, и многое зависит от уровня сложности объекта. Приведу пример: в 2011 году мы начали работы по реконструкцию автодороги М-23 «Ростов – Таганрог» на участке км 24 – км 28 под первую категорию. Его протяженность составляет 3,925 км, общая стоимость работ – около миллиарда рублей. На территории участка проходят коммуникации: линии связи, линии электропередач, водопровод, газоснабжение. Их необходимо перенести из зоны строительства. Стоимость работ по переносу коммуникаций – 144,3 млн рублей.
Кроме того, там же ведется строительство двух транспортных развязок в разных уровнях с выходом на х. Недвиговка и музей-заповедник Танаис. Стоимость возведения развязок – 349,2 млн рублей. Еще одна особенность участка в том, что его территория соприкасалась с шестью курганами курганного могильника «Царский». Это повлекло за собой дополнительные затраты, связанные с работой по охране культурного наследия – 38,3 млн рублей.
Таким образом, просто на реконструкцию участка, имевшего две полосы движения, в четырехполосную дорогу с разделительной полосой посередине остается 352 млн рублей, и средняя стоимость одного километра составляет чуть менее 90 млн рублей. Но это, повторяю, без учета затрат на строительство транспортных развязок, перенос коммуникаций, археологические работы, разработку рабочей документации, выкупа земель у собственников и других сопутствующих расходов. А с учетом всех работ стоимость повышается до 250 млн рублей за км.
В связи с этим хочу отметить одно важное различие между Россией и европейскими странами. Оно заключается в том, что в Европе дорожники занимаются только своей прямой работой – строительством и ремонтом дорог. В нашей же стране все вышеперечисленные виды работ включаются в общую смету, что в итоге приводит к заметному удорожанию стоимости километра по сравнению с западными странами.
– Вы – специалист-дорожник со стажем. Можете прокомментировать ситуацию, почему каждый год вместе со снегом с дорог Ростова сходит и асфальт?
– В Ростове имеется большая изношенность дорожного покрытия, налицо огромный недоремонт дорог, то есть не соблюдаются межремонтные сроки. Скажем, сделан на каком-то участке капремонт, через 3-4 года надо провести обычный ремонт, устранив появившиеся недостатки. Говоря об этой проблеме, мы с вами должны учитывать два важных фактора: климатический и инфраструктурный.
Климат на Дону такой, что зимой часто происходит так называемый переход через ноль, то есть ночью держится отрицательная температура, а днем становится тепло, все вокруг тает, лед превращается в воду, которая заполняет собой все микротрещины в дорожном покрытии и разрушает его основание. В Ростове практически отсутствует ливневая канализация, а для дороги нет ничего хуже, чем постоянная вода и резкий перепад температур. Прибавьте сюда высокую интенсивность движения, и вы поймете, что зимой нагрузка на дороги резко возрастает, и они, увы, с ней не справляются.
Не забывайте и о втором важном факторе. На областных и федеральных дорогах под дорожным покрытием нет коммуникаций: водо- и газопроводов, линий связи и другого, они проходят вдоль дороги. А в городе коммуникации, часто уже довольно сильно изношенные, проходят непосредственно под дорогами, поэтому чтобы ликвидировать, например, порыв трубы, требуется сначала разрушить дорожное покрытие, потом отремонтировать трубу, а затем снова воссоздать дорогу. В результате нарушается целостность дорожного покрытия, такой участок сразу же становится более уязвимым и подверженным разрушительному влиянию внешних факторов.