Высоким ценам на топливо, завышенным тарифам на услуги ЖКХ и проезд в пригородных электричках жители Дона обязаны компаниям-монополистам Ростовской области. Они постоянно сговариваются на торгах и идут на невероятные хитрости в погоне за доходами. 2011 год не стал исключением. Как «Донэнерго» превращало 550 рублей в 10 тысяч, а ростовский «Водоканал» зарабатывал на заблуждениях людей, рассказал начальник Ростовского управления федеральной антимонопольной службы России Вадим Корнеев.
– Прошедший год стал для вашего управления, так сказать, экспериментальным – направления работы для вас выбирали рядовые жители области. Есть ли положительные итоги?
– Да, в прошлом году практически 90% дел, проведенных нашим управлением, были инициированы по обращениям граждан. В 2011 году мы не имели возможности сами инициировать проверки. Остальные 10% составили дела по мониторингу нормативных актов органов власти и распространяемой рекламы. Из общей статистики хочется выделить, что в прошлом году в два раза увеличилось количество решений нашего управления, которые были обжалованы в суде. Таких решений в 2011 году было около 1100. Из них около 80% суд оставил без изменения. На мой взгляд, это говорит о том, что решения затрагивали существенные интересы лиц, в отношении которых они принимались. Фактически мы не выбирали направления деятельности, а отвечали на те вызовы, которые монополисты или доминирующие на рынке организации предъявляют гражданам или другим игрокам рынка. По сути дела были сформированы от тех, кто нам пишет, поэтому одним из основных направлений, которым занималось управление в 2011 году, было препятствование росту тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве.
– Тарифы для жителей Дона традиционно остаются «больной мозолью». Чего удалось добиться Ростовскому УФАС в этой сфере?
– Если кратко, то МУП «Теплокоммунэнерго» и «Лукойл-ТТК» в прошлом году были обязаны управлением получить тарифы на горячую воду, реализуемую в Ростовской области, а ранее такое же предписание было выдано «Лукойл-Ростовэнерго». После этого отдельные пользователи, ТСЖ и управляющие компании обратились в суд, провели перерасчет и теперь уже не они должны были ресурсоснабжающим организациям, а наоборот. Вторым направлением на этом поле стало препятствование сетевым организациям навязывать потребителям условия подключения, присоединения. Здесь нашему управлению удалось доказать в суде, что гражданин, строящий себе дом не более трех этажей, в котором будет жить одна семья, полностью освобождается от изготовления каких бы то ни было проектов. Это значительно сократило затраты граждан. Что касается юридических лиц, то наиболее ярко можно проиллюстрировать нашу работу решением, принятым по ОАО «ПО Водоканал». Дело в том, что все ресурсоснабжающие организации испокон веку требовали согласования проектов граждан с ними. В частности «Водоканал» требовал согласовывать проекты водоснабжения независимо от того, строите ли вы атомную станцию или частный дом. УФАС приняло решение, которым было отменено требование организации, но, не смотря на это, длительное время граждане продолжали согласовывать различные проекты. И даже после вступления решения УФАС в силу и защиты его в суде, людям не верилось, что не нужно согласовывать свои проекты в ОАО «ПО Водоканал». Тогда нам пришлось выдать предписание и вывесить в фойе предприятия объявление о том, что абоненты не обязаны согласовывать изготавливаемый ими проект с ОАО «ПО Водоканал». И ежемесячно «Водоканал» присылает нам фотографии, подтверждающие, что объявление продолжает висеть. Таким образом мы разрушаем те устойчивые заблуждения, которые укоренились у граждан.
– Не менее наболевшим вопросом в Ростовской области считается и энергетика с ее ежегодно растущими тарифами. Что интересного здесь произошло за минувший год?
– По 861 постановлению правительства, определяющему порядок подключения физических лиц в городе, если электросетевое хозяйство находится не далее 300 метров от подключаемого объекта, и на селе – не далее 500 метров, подключение должно обходиться гражданам в 550 рублей. Однако жизнь гораздо богаче, чем мнения законодателей. И, добросовестно заблуждаясь, ОАО «Донэнерго» прочитало данное постановление следующим образом: электросетевая компания должна обеспечить точку поставки электроэнергии на границе участка гражданина, но не далее чем 25 метров. То есть «Донэнерго» предположил, что надо предоставить электроэнергию на границе с участком или не довести ее до границы, но не более чем на 25 метров. В результате происходило следующее: столб ставился на расстоянии 20 метров и гражданину говорили, что точка для его подключения находится на высоте четырех метров. В итоге человек должен был заключить договор либо с «Донэнерго», либо с другой организацией, купить себе за шесть тысяч рублей опору, а также приобрести самонесущий изолированный провод или копать траншею для прокладки кабеля. И вот так, плавно, к 550 рублям прибавлялись еще восемь-десять тысяч рублей. В результате высший арбитражный суд однозначно высказался по этому поводу: электросетевая компания должна поставить электроэнергию на границу участка гражданина, а если строение находится не далее чем 25 метров от границы, то до здания. Таким образом нам удалось, во-первых, разрешить драматическую ошибку, а во-вторых, сократить затраты населения. Были в 2011 году интересные случаи, когда целым поселкам и районам города снижались тарифы на тепло и свет. Вот сейчас, кстати, по Первомайскому району Ростова решением УФАС была снижена плата по тарифу на тепловую энергию на 30,8%.
– Широкий резонанс в обществе в феврале 2011 года получил рост цен на топливо, зафиксированный в Ростовской области. Ваше ведомство занималось расследованием причин?
– Изучение товарных рынков и контроль за ценообразованием и необоснованным ростом цен на них – еще одно направление работы управления. В том числе под наблюдением Ростовского УФАС России был рынок нефтепродуктов. Все помнят, что в феврале прошлого года выросла цена на топливо и в отдельных районах области была угроза его дефицита. На данном рынке было найдено четыре нарушения, устранены факты монопольно высоких цен, в частности на авиакеросин. К ответу привлекли ЗАО «ТЗК-АВИА» и его партнеров. Также были рассмотрены необоснованно завышенные цены на сжиженный газ в Белой Калитве.
Серьезное внимание уделялось и рынку телекоммуникационных услуг. Тут можно сказать, что расхожая фраза о нашем ненавязчивом советском сервисе ушла в небытие, потому что сервис теперь навязывают. Навязывают и услуги. Мы ранее рассказывали том, что ОАО «Мегафон» навязывало услугу «СуперАОН». В этом году дело было доведено до конца и «Мегафон» заплатил 22 миллиона рублей штрафа.
– В каких сферах жителей Дона еще пытались обмануть?
– Интересные решения антимонопольным органом в 2011 году были приняты и защищены в суде и в сфере тарифообразования услуг железнодорожных перевозок. То есть в Ростовской области был выявлен факт перевоза граждан электричками по тарифам, которые не были согласованы с федеральной службой по тарифам Российской Федерации. Речь идет о том, что в Ростовской области пригородными перевозками занимается компания «Дон-пригород», которая является дочерней организацией ОАО «РЖД». Тариф на данный вид деятельности устанавливается региональной службой по тарифам, однако основные его компоненты утверждаются федеральным ведомством. Так вот, эти тарифы утверждены не были и определялись по соглашению компаний «Дон-пригород» и «РЖД». В результате этого тариф на пригородные перевозки в Ростовской области был самым высоким в России. Те деньги, которые собирались в нашем регионе, не собирались больше нигде в Российской Федерации – цена превышала любой аналогичный тариф в стране на 10%-50%. Ростовское УФАС России приняло решение о недопустимости подобного рода деятельности и предписало обратиться «РЖД» в федеральную службу за утверждением тарифа. Федеральная служба по тарифам рассмотрела это обращение и приняла решение, что этот тариф должен быть по всей России один, вне зависимости Ростовская это область или Московская. Таким образом, можно говорить о порядке единообразия формирования тарифов, которого добилось Ростовское УФАС России на территории всей страны.
– Многие знают, что в сферу деятельности вашего управления входит и мониторинг за нарушениями в сфере рекламы. Часто в Ростовское УФАС обращаются по этим вопросам?
– Да, писать заявления о нарушениях в рекламе граждане у нас любят. Каждый считает, что та или иная реклама является ненадлежащей. В этом направлении с каждым годом обращений все больше. Это происходит, конечно, во-первых, благодаря СМИ, которые рассказывают о том, что Ростовское УФАС России занимается не только антимонопольными делами, но и следит за рекламой, и, во-вторых, потому, что появилась возможность подавать нам заявления в электронном виде. Человеку не нужно писать и отправлять письмо, а можно это сделать даже с мобильного телефона через Интернет. Это стало причиной поступления в управление самого большого количества обращений по нарушениям в рекламе. За 2011 год к нам поступило 166 таких обращений. Одним из наиболее интересных в этой сфере стало дело о нарушении рекламы фирмой ТД «Лебедянский», выпускающей известный сок «Я». Компания предлагала при покупке коробки сока, состоящей из четырех упаковок, подарочный сертификат на спа-процедуры в Ростове-на-Дону. К нам обратился гражданин, который купил такую коробку сока, взял талон на спа-процедуры и обошел все указанные в сертификате салоны. Ни в одном из них, как оказалось, сотрудники не знали, что они должны бесплатно предоставлять какие-либо услуги. Всего в 2011 году управлением было вынесено 138 постановлений об административных правонарушениях, связанных с законом о рекламе. Общая сумма штрафов по этим правонарушениям составила более 5,8 миллиона рублей.
– Последнее время все чаще всплывают серьезные нарушения в сфере государственных закупок. Сговоры компаний приносят госбюджету миллионные убытки. Насколько эффективно удается бороться с такими нарушителями?
– В прошедшем году нарушения действительно выявлялись и в этой сфере. Так, например, при проведении торгов на ремонт в городской больнице Азова профессионал госзаказа – организация, которой заказчик оплачивает проведение процедуры торгов, – описала предмет контракта как «Выполнение работ по «калитальному ретонту». Таких слов в русском языке просто нет, а делалось это специально, чтобы найти заказ на сайте госзакупок смогли только посвященные. Таким образом на участие в торгах было подано две заявки, одна из которых была отклонена. Для примера поясню, что в строительном аукционе обычно участвуют не меньше 10-ти организаций, но никак не две. В результате данный аукцион был отменен и проведен только после устранения нарушений. Это позволило сэкономить государственному бюджету четыре миллиона рублей.