Они пьют, курят, тупят, матерятся, отпускают сальные и дурацкие шутки, занимаются беспорядочным сексом – именно такими парни и девушки с Ростова предстали на суд всех жителей нашей необъятной Родины. С момента выхода на канале «Перец» сериала «Мы с Ростова» в южной столице не утихают споры. Город разделился на два лагеря: благодарных авторам за правду жизни и ненавидящих их за то, что они оболгали, унизили южную столицу и ее жителей, показав лишь «Ростов быдлятский».
«Те, кто говорит, что все показанное в сериале – это неправда, пусть сходят к врачу и купят себе очки, – говорит, привыкший за последние дни к обвинениям в грехах разной степени тяжести член съемочной группы сериала, один из сценаристов, ростовчанин Марк Котляр. – Люди, которые так говорят, либо не хотят замечать действительность, отрицая ее, либо старательно ее приукрашивают, а возможно, и действительно вовсе не знакомы с тем, что происходит вокруг них».
Авторы «Мы с Ростова» настаивают на соответствии сюжетных линий сериала реальным и возможным ситуациям в нашей жизни, всячески это подчеркивая. В кадре, по их словам, сама жизнь такая, какой она иногда бывает. Все герои сериала, в том числе и главные – Грант, Игорь и Саша, – это вовсе не актеры, а обычные пацаны с Западного жилого массива. На камеру они не играют, а просто показывают себя, на сценической площадке они не работают – живут. Весь сценарий написан с учетом их характеров. Марк Котляр говорит: бывало такое, что ребята попросту отказывались говорить написанный для них текст, поясняя – в жизни они бы так никогда не сказали. Да и сам сценарист не раз заново писал диалоги, понимая, что увлекся художествами, и получается слишком витиевато.
«Сначала был фильм «Нереальный кастинг», он и лег в основу сериала. Получилось, что в Москве на одном из крупных фестивалей фильм был замечен и отмечен очень уважаемыми людьми из мира кинобизнеса. После этого к режиссеру Руслану Кечеджияну обратились представители канала «Перец» и предложили снять 20-серийный сериал об этих же героях, – рассказывает Марк Котляр. – «Мы с Ростова» – это история трех друзей, их взаимоотношений, их поведения. Они находятся в том возрасте, когда жизненные ценности только приобретаются. Они только пытаются понять, чего им хочется от жизни, кем они хотят быть. Посмотрите на них – у них есть мысли о себе, о мире. Часто, в каких-то конкретных ситуациях, герой думает о себе, что он такой, а получается потом, что он совсем другой... Эти герои в поиске. Сейчас они просто методом проб и ошибок ищут себя, пока что они сначала что-то делают, а потом уж думают: хорошо это или плохо».
Правда, не вся общественность Ростова согласна с таким глубоким прочтением проекта. На городских форумах, в соцсетях и ЖЖ земляки в чем только не обвиняют авторов сериала, в том числе и в самом страшном – в предательстве своей малой родины. Даже громкие политические события последних месяцев не вызывали столь жарких споров и откликов, как факт существования «Мы с Ростова».
Политтехнолог Алексей Синельников вообще предложил создателям проекта побыстрее переименовать свое детище.
«А нельзя как-нибудь переименовать это художественное произведение в «Мы с Армавира», например, или «Мы с Кацапетовки»? Вам все равно, а нам спокойней, а?», – написал он на городском сообществе, отражая мнение многих.
Совладелец ОК-Group, кинопродюсер, режиссер Илья Костинкин, который также планирует снять фильм в Ростове, в некоторой степени согласен с таким высказыванием. Делать главным героем фильма Ростов – это было тактической ошибкой авторов проекта.
«Так или иначе, осознанно или нет, с подачи канала или по своей инициативе, но из-за названия получилось, что главный герой сериала – это Ростов, – пытается объяснить негативную реакцию жителей южной столицы Илья Костинкин. – А город-то, конечно, не такой, совсем не такой. Эти парни – лишь часть жизни Ростова. А так получается, что это весь Ростов, и я бы не хотел жить в таком городе, такой город мне не нравится. Люди все разные, а это в фильме есть. Там только такой Ростов. Ну, и по качеству, конечно, не очень понятно... Мне вообще не очень нравится этот жанр, но работы Гай Германики я уважаю, потому что они профессионально сделаны, там хороший звук, хорошая игра актеров, хорошо снято, хорошая музыка. Там зрителю объясняется, почему эти люди именно так себя ведут в кадре – их снимают на мобильные телефоны, а они об этом не знают. В «Мы с Ростова» всего этого нет. Это не документальное кино, это хоум-видео. Здесь нет единства, концепции – какие-то сцены явно постановочные, какие-то сняты на дрожащую камеру... На данный момент мне вообще как зрителю непонятно, почему эти ребята в кадре. Мне непонятно, зачем это все было снято, что хотели сказать авторы?»
Еще более жестко по поводу сериала высказался в разговоре с корреспондентом 161.ru блогер, эксперт по истории Ростова Евгений Сосницкий. По его мнению, о подобные проекты вообще снимать нельзя, в независимости от места действия.
«Я этот сериал не смотрел и смотреть не собираюсь. Мне хватило тех анонсов, роликов, которые я видел в соцсетях и ЖЖ. Просто быдлятское искусство меня не интересует, – достаточно резко высказал он свое мнение. – У меня два сына, и поэтому эта моя позиция принципиальна – такое показывать нельзя, я не хочу, чтобы мои дети были такими. Быдло есть и будет в любом городе, будь то Ростов, Санкт-Петербург или Рио-де-Жанейро. И уж если снимать о такой шпане кино, то не романтизировать эти образы, не поэтизировать, а снимать так, чтобы было понятно – так нельзя относиться к женщинам, так нельзя относиться к друзьям, так жить нельзя, такими быть нельзя».
А вот режиссер Александр Расторгуев, также ростовчанин, уверен в обратном: для гармоничного развития личности необходимо смотреть разное кино, в том числе и о неприглядных сторонах жизни.
«Мое мнение – кино должно быть разным: и для тех, кто хочет «мягкого и пушистого», и для тех, кто хочет видеть что-то более реалистичное, более жесткое, суровое и так далее, – говорит он. – Ведь искусство для общества – это возможность приобретения нового опыта, в том числе и нравственного. Мы же читаем книжки про пиратов и космонавтов не потому, что мы пираты и космонавты, а потому, что таким образом постигаем опыт, которого никогда не будет в нашей реальной жизни. И если в кино показывают какую-то такую вот сторону жизни, то и такой опыт тоже нужен человеку, чтобы гармонично развиваться. Жить в розовых соплях – это, может, и хорошее занятие, но позволить себе это могут только барышни, да и то не все. Поэтому фильмов должно быть много и самых разных, но, знаете, ведь и качество тоже тут играет большую роль. Бессмысленно только показывать, нужно и понимать, зачем ты это делаешь».
Марк Котляр заявляет: создатели сериала давно определили, для чего они это показывают. По его словам, это не просто картинка из жизни. На протяжении ближайших серий герои будут меняться, развиваться, расти над собой и еще не раз удивят зрителей. Причем – не только нецензурными словами, нарушениями моральных устоев и откровенной уголовщиной.