Сотни моряков оказались заложниками замерзшего Азовского моря и деловых интересов своих судовладельцев. Их спасением занимается федеральный центр. Для руководства спасательной операцией в Ростов-на-Дону специально прибыл руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ Александр Давыденко. После спасения моряков он обещает как минимум серьезный разговор судовладельцам.
Последний раз Азовское море замерзало 47 лет назад, то есть в далеком 1965 году. Но, как заверяет Александр Давыденко, еще в ноябре судовладельцев предупреждали о возможных аномальных морозах и просили не направлять в Азовское море суда, которые по техническим характеристикам не могут ходить во льдах. Никто из судовладельцев не мог предположить, что море практически до дна промерзнет в столь короткие сроки – три дня. Как раз три дня нужно судам, чтоб из Азовского моря добраться до порта Ростова-на-Дону. По пути в Ростов десятки кораблей оказались в ледяном плену.
«Штаб ледовых операций был сформирован в ноябре, его возглавил капитан морского порта Таганрог Михаил Гибин. Все судовладельцы были предупреждены, но бизнес для некоторых оказался важнее. Сегодня в акватории моря работают четыре ледокола, 20 судов в море во льдах, – говорит глава Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ Александр Давыденко. – Суда, не имеющие технического класса «Айс-2», не смогли пройти. Таких судов за последние полторы недели выведено около 40».
65 судов находятся в российских портах, из них только 19 соответствуют техническим характеристикам, позволяющим ходить в такой ледовой обстановке.
«И мы готовим их в караван для вывода в Черное море. Этот караван будет сформирован завтра, а послезавтра мы начнем движение уже к Керченскому проливу. Работает два ледокола, мы уже завели один караван из 16 судов и расставляем их с помощью ледоколов в портах Ейск, Азов, Таганрог и Ростов-на-Дону», – продолжает перечислять Александр Давыденко.
Капитан морского порта Ростов-на-Дону Василий Полковников раскладывает на столе карту, при этом поясняет: «Вот смотрите, в южной части Керченского пролива стоит 68 судов, из них во льду могут ходить только 29 судов. Это называется зимний отстой». По сути, им придется перезимовать в порту. Река Дон также «усеяна» судами.
«51 одно судно находится именно в городе Ростове-на-Дону, ни в какой помощи экипажи не нуждаются. Эти судна с запасом топлива, воды, пищи. Если нужно оказать медицинскую помощь – окажем, поможем. Все-таки Ростов – это город, а не море», – уверяет заместитель министра транспорта Ростовской области Василий Гойда.
Во льдах Азовского моря также стоят суда с портом приписки «Ростов-на-Дону», но уже сегодня-завтра они становятся в караван и возвращаются в Ростов. У кого-то из судовладельцев «накрывается» контракт.
«Цена фрахта возрастает в несколько раз, естественно, возникает желание заработать на этом. Но нельзя деньги зарабатывать любой ценой, – уже возмущается московский гость. – Это люди, это наши российские моряки. А вот с судовладельцами мы будем разбираться позже, почему суда здесь оказались, почему нет даже аварийного 10-дневного запаса». К слову, все расходы по спасательной операции, включая два вертолета, берет на себя Федеральное агентство.
«Мы подготовили к вылету два вертолета в двух точках: один в Ростове, другой в Темрюке. Вот в Темрюке вертолет готовится к вылету для доставки продовольствия тем судам, которые в этом нуждаются. Из Ростова погода пока не позволяет вылететь», – вздыхает Александр Давыденко.
В ЮРЦ МЧС России также работает оперативный штаб по отслеживанию обстановки за судами, оказавшимися в ледовом плену в акватории Азовского моря.
«Организовано взаимодействие с Новороссийским морским спасательно-координационным центром, капитанами портов Кавказ и Темрюк, ледовым штабом в Таганроге. 15 февраля на вертолете Ка-32 спасатели и медики совершили облет района бедствия для уточнения и мониторинга ледовой обстановки, а также оказания помощи в случае необходимости. В настоящее время в районе косы Еленина работают ледоколы «К. Крутов» и «К. Мошкин», производя обколку ото льда и торосов. Все 16 судов выстроены в кильватер для дальнейшего прохождения в порты Таганрог, Азов, Ростов», – сообщает пресс-служба чрезвычайного ведомства.
Агентство «подтянуло» в Ростов специалистов из Финского залива, из Мурманска, работают эксперты по ледовому прогнозу. Сегодня штаб надеется на прогнозируемый в Азовском море 22 февраля сильный ветер – тогда лед в акватории начнет двигаться, разбивать его будет легче, и ледоколы освободят все суда. Если, конечно, кто-то из судовладельцев снова не понадеется на «авось».
Фото: Видео Юрия ЛЯШКО