Два города Дона, Ростов и Зверево, стали поводом для жесткой критики, прозвучавшей из уст главы региона. Губернатор Василий Голубев по сути в присутствии всех глав территорий, министров и силовиков потребовал от мэров Чернышева и Чумакова объяснить, почему в лютые морозы десятки тысяч людей остались без света, тепла и воды.
Резкое увеличение нагрузки на энергетические, водопроводные и тепловые сети из-за аномальных и довольно затяжных для Дона морозов стали бичом для жителей Ростова, Таганрога, Каменска-Шахтинского, Белой Калитвы, Зверево, Константиновска, Сальска, Песчанокопского и Зимовниковского районов. Только в Ростове из-за перебоев в электроэнергии и отключения котельных при минус 20 остались без тепла более 10 тысяч человек. Это случилось 7 и 8 февраля, когда одна за другой из строя выходили котельные – всего 17. Восстановительные работы, по словам Василия Голубева, велись не так, как должно было быть, хоть они и заняли около 10 часов. Хорошо, что размораживания отопительной сети не допустили. Но вопрос «почему?» витал в наэлектризованном воздухе.
Первым «принял бой» министр промышленности и энергетики Александр Гребенщиков. Чиновник стал рассказывать, как здорово проводились тренировки на случаи ЧС.
А когда та самая ЧС произошла в реальном времени и месте, камнем преткновения оказался… как собака преданный хозяевам начальник службы безопасности «Донэнерго» – он не «сдал» сотовые боссов. На просьбу губернатора поподробнее рассказать об этом, министр несколько замялся.
«Ну, этот вопрос мы решили, но пришли к выводу, что оповещение и координация всех служб не на должном уровне».
Губернатор не стал подбирать слова и за министра резюмировал: «Бардак! Самый настоящий! Если комиссия по ЧС собиралась долго, а некоторые даже не отвечали на звонок – это бардак! А ведь речь шла о самочувствии нескольких десятков тысяч человек. На улице не плюс, а минус 20!» В оправдание прозвучало что-то еще о нехватке мощностей и о том, что надо бы некоторых членов КЧС (комиссия по ЧС) заменить на более действенных, а не номинальных.
Василий Голубев потребовал тут же от глав муниципалитетов избавиться от «мертвых душ» в составе местных комиссий. Дальше ответ держал мэр Ростова Михаил Чернышев. На вопрос главы Дона «какие выводы сделали» ростовский градоначальник выдохнул: «Провели анализ». Анализ показал нездоровый диагноз у энергетиков Ростова.
«Во время отопительного сезона в городе достигнуто снижение аварийных ситуаций по всем службам, и только из-за энергетиков в городе произошло 253 аварийных отключения электричества», – отчеканил Михаил Чернышев.
Что касается городской КЧС, то она собралась «в кулак» в первые минуты ЧС 7 февраля. Энергетики чинили один порыв, следом происходил другой, третий, четвертый – так и дошло до отключения 17 котельных. Наверно, кто-то подзабыл физику. А 8 февраля в Ростове вообще «отличился» Водоканал – его сотрудники механически (киркой и лопатой) повредили кабель и вырубили свет, как следствие, и тепло.
Мэр Ростова посетовал, что нужны деньги для перевода как минимум 12 котельных на более высокий уровень готовности. Губернатор кивнул и глянул на министра ЖКХ Сергея Сидаша. Последний заметил: «В Ростове нет схемы теплоснабжения в нарушение федерального законодательства. Не имея под рукой схем, при ликвидации ЧС приходилось работать вслепую».
Потом Василий Голубев приступил к городу Зверево. Его не в шутку разозлил тот факт, что областную власть не оповестили о ЧС. А произошел не «простенький» порыв уличной сети: авария случилась на магистральном водоводе, и местные водоканальщики пытались устранить последствия своими силами. Итог – 40% многоквартирных домов в городе длительное время оставались без холодной воды. Из-за этого, с учетом аномально низкой температуры, замерзли стояки. В настоящее время в 11 домах последствия аварии до конца не устранены, и люди сидят без тепла. А областная власть об этом узнала совершенно случайно, практически мимоходом.
«Гуково-Гундоровский водовод не поставил меня в известность, а ведь это не первая авария на водоводе. Сейчас на нем тоже авария, потому и давление приходится сбрасывать по ночам. Мы висим на волоске», – стало искренне жаль мэра Зверево Александра Чумакова. Каких-то шести миллионов не хватает городу для осваивания трех скважин, чтоб город был с водой. Вот и губернатор проникся: «Давайте подумаем, как внести изменения в бюджет области».
Тут вице-губернатор Сергей Горбань напомнил присутствующим о том, что в армии (штаб ЮВО), аэропорту и других стратегических объектах есть запасные генераторы «на всякий случай». В состав комиссии по ЧС предложено включить представителей армии, аэропорта и речного порта. Пришла беда – открывай ворота. А вместе с «воротами» и предложения от высшего состава чиновников по недопущению зимних ЧС.