В Нью-Йорке осудили российского летчика, ростовчанина Константина Ярошенко. За перевозку более четырех тонн героина федеральный судья Джед Рейкофф приговорил россиянина к 20 годам заключения.
При этом американская прокуратура требовала для Константина максимального срока за контрабанду наркотиков – 30 лет тюрьмы.
Как следует из материалов судебного разбирательства, Константина Ярошенко арестовали в Либерии 28 мая 2010 года. По версии американских спецслужб, летчик дал согласие перевезти в США крупную партию наркотиков. На эту сделку россиянина подбил агент ФБР, внедренный в либерийскую наркомафию. Его показания и легли в основу обвинения Ярошенко и, вероятно, стали причиной того, что русского летчика вывезли в США и поместили в тюрьму Манхэттена.
По версии же родственников, которые неоднократно общались с ростовскими журналистами, Константин Ярошенко прибыл в Либерию, чтобы починить Ан-32, принадлежащий его компании, и в США лететь не собирался. Во-первых, на это у него не было разрешения, а во-вторых, даже отремонтированный Ан-32 из Африки до США долететь бы не смог – технические характеристики не позволяли.
«На территории Либерии, где произошло похищение Константина, он был скован наручниками, его избивали дубинками и угрожали изнасилованием. Кроме того, как сообщил в своих официальных показаниях агент Сэм Гайе, бывший свидетелем ареста, с вечера 28 мая 2010 года по 30 мая 2010 года Константин находился в офисном помещении Агентства национальной безопасности Республики Либерия и в течение этих дней содержался в ножных кандалах. По российскому и международному законодательству, такое содержание называется пытками», – рассказывал один из адвокатов летчика Вадим Шотин.
Он добавил: ФБР не скрывало, что в отношении россиянина была допущена провокация, в обвинении прямо говорится, что агент спецслужбы уговаривал и давил на Константина, чтобы привлечь его к перевозке наркотиков. Наличие явной провокации, по словам юриста, не может быть основанием для привлечения человека к уголовной ответственности, согласно нормам международного права. К тому же, агент в разговоре ни разу не сказал, что груз – это наркотики и не добился согласия летчика лететь в США. Однако, несмотря на это, россиянина не только не отпустили, но и вынесли ему обвинительный приговор.
На сегодня летчик пробыл в американской тюрьме уже более года. За это время, как отмечают его мать и жена, на Константина не раз оказывалось сильнейшее моральное давление. Родные летчика не смогли добиться каких-либо результатов при помощи американских адвокатов, но и российские власти помочь не поспешили.
«Я посылала письма с мольбами о помощи моему сыну и представителю России в ООН Лощинину и в министерство иностранных дел, и даже Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину. Нет на земле структуры, куда бы я не обращалась за помощью, но ни ответа, ни тем более реальной помощи мы с Викой (жена Константина. – Прим. автора) до сих пор не получили», – не сдерживала слез мать летчика Любовь Ярошенко.
Сейчас мать и жена летчика находятся в Нью-Йорке. Они все еще не верят в то, что Константину придется провести следующие 20 лет в американской тюрьме. По словам матери россиянина, смысла в новом суде просто нет. Доказать невиновность сына не получится, ведь с самого начала все улики против него были сфабрикованы.
Подавать апелляцию они не намерены, но надеются, что отбывать наказание ростовчанин будет не в США, а на родине. Такая возможность действительно существует. В рамках конвенции Совета Европы «О передаче осужденных лиц» от 21 марта 1983 года, подписанной Российской Федерацией и США, американская сторона может отправить Константина Ярошенко отбывать наказание в России.
«Это вполне возможно и довольно часто практикуется в мире, – подтвердил в беседе с корреспондентом 161.ru московский адвокат Дмитрий Аграновский. – Помимо конвенции Совета Европы, в Уголовно-процессуальном кодексе и России и США есть целая глава, регламентирующая эту процедуру. Другой момент, что передача Константина на родину может затянуться на годы. Все зависит от благосклонности передающей стороны, то есть Америки, и настойчивости российских чиновников».
По его словам, отбывать срок в России для ростовчанина, конечно, лучше: во-первых, для родных летчика станут доступнее и проще свидания с Константином, во-вторых, отечественные тюрьмы часто оказываются лучше американских по условиям отбывания наказания. Но есть в отечественном заключении и минусы – в США лучше развита система условно-досрочного освобождения, благодаря которой даже осужденные на 300 лет тюрьмы преступники могут выйти на свободу уже после трех-четырех лет отсидки.