Ростовский выставочный центр «ВертолЭкспо» можно без сомнения назвать центром деловой активности области. Уникальное, специально для этого построенное здание стало настоящим подарком городу. Однако, исключительность бывает не только со знаком «плюс», и любая накладка в работе ВЦ принимает масштабы регионального происшествия, потому что альтернативы нет. О различиях в понятиях «монополия» и «конкурентное преимущество» корреспонденту 161.ru рассказал директор ВЦ «ВертолЭкспо» Сергей Шамшура.
– Сергей Александрович, на ваш взгляд, как появление ВЦ «ВертолЭкспо» повлияло на деловую активность Ростова?
– Если вспомнить историю развития выставочного движения в Ростове, то многие отмечают: оно формировалось хаотично. Количество выставочных фирм доходило до 13. В городе могло проходить по семь выставок одной и той же тематики ежегодно. Да, это конкуренция. Но такая конкуренция больше вредила имиджу региона. Согласитесь, что семь однотипных выставок ежегодно не могут пройти нормально. Они – мелкие, не могут набрать достаточного числа посетителей, сформировать бюджет, обеспечить рекламное сопровождение и прочее. Благодаря этому Ростов «прославился» как город с неадекватной ситуацией в сфере выставок.
Все изменилось с появлением «ВертолЭкспо». Наличие собственных площадей позволило одной компании выделиться на общем фоне и перевести выставочную деятельность в разумные рамки. Как директор этой компании, я, естественно, отказывался проводить по семь выставок одной тематики в год.
– То есть, став обладателем выставочных площадей, вы стали диктовать свои условия рынку?
– На строительство «ВертолЭкспо» был взят кредит, который мы отдаем до сих пор. Предположительно, он окупится к 2014–2015 году. Девять лет – это много для бизнес-проекта, в стране нет «длинных денег», в такие проекты никто не хочет вкладывать. Наша команда рискнула – взяла деньги в долг, создала центр, начали работать. Кто мешал другим это сделать? Ведь они могли тоже инициировать такой проект.
– Какие выставки традиционно собирают наибольшее число посетителей?
– Прежде всего необходимо разделять выставки: одни работают в сфере b2b, другие в сфере b2c. Безусловно, выставки, интересные для конечного потребителя, более посещаемы. Лидер среди них «Православная Русь». Выставка «Шарм» находится как бы на границе этих двух сегментов и также пользуется популярностью: как у рядовых посетителей, так и у специалистов.
– В извечной конкуренции с Краснодаром каким вы видите положение Ростова?
– Мы отстаем, пытаемся догнать. Почему? В Краснодаре никогда не было 13 выставочных фирм, всегда была одна, которая работает в тесном сотрудничестве с ТПП и администрацией края, развивая отрасль. У нас до 2005 года конкуренция была сильнейшая, а уже потом ситуация стала выправляться. Выставка сильна своей историей, а негативную историю исправить сложнее,чем начать с нуля.
– Как монополист отрасли как вы оцениваете свою работу?
– Себя сложно оценивать. Ответственность на себя мы возлагаем серьезную и прекрасно это понимаем. Как справляемся – не мне судить. Объективно можно оценить результаты деятельности выставочной компании по следующим фактам: «ВертолЭкспо» как организатор выставок и собственник выставочной площадки – член Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), и это значит, что качество наших выставок соответствует международным требованиям.
– Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с выставкой «Современная стоматология», которая несколько лет проводилась в «ВертолЭкспо», а теперь ее организаторам отказано в аренде площадей.
– Пока никаких окончательных решений не принято. Ситуация вот какая: подобные выставки проводятся для определенного профессионального сообщества, отдельно от которого их организовывать бессмысленно. Ко мне обратился руководитель Ассоциации стоматологов РО «АсСтом» Сергей Новгородский, который сообщил, что профессиональное сообщество с прежним организатором выставки «Современная стоматология» работать не хочет. Также поступило предложение министра здравоохранения области о поддержке «АсСтома» и выставочного проекта. Все это создает сложные условия для проведения мероприятия и может привести к тому, что выставке будет объявлен бойкот со стороны профессионального сообщества, не будет на должном уровне сформирована деловая программа, произойдет отток экспонентов и посетителей.
– И главный стоматолог области, заручившись поддержкой министра, с вашей помощью фактически забирает «под себя» прибыльное мероприятие...
– Пока у них все было дружно – пожалуйста, работайте. Но если глава единственной профессиональной ассоциации заявляет, что больше не хочет работать с организатором ведущей профильной выставки и просит нашу компанию помочь в проведении проекта – это его право. Более того, именно «АсСтом», в соответствии с планом мероприятий Стоматологической ассоциации России (СТАР), является организатором этого мероприятия и вправе выбирать, с кем ему работать.
– По сути, чисто теоретически, компании «ВертолЭкспо» ничего не стоит просто взять и отнять у организатора его выставку: с одной стороны – отказать в площадях, а с другой – и обратиться к экспонентам с предложением принять участие в уже вашей аналогичной выставке?
– Я никогда не скрывал, что как участник этого рынка стремлюсь к тому, чтобы в регионе были одна–две выставочные компании. Дело в том, что у этого бизнеса слишком низкий порог вхождения: взял два стола, посадил за них двух менеджеров с телефоном и факсом – и пусть рассылают приглашения. «ВертолЭкспо» для того, чтобы создать то, что мы сейчас имеем, рискнул взять кредит, чтобы построить собственную выставочную площадку. Сейчас это – наше конкурентное преимущество. Почему мы не должны им пользоваться? Ведь конкуренцию у нас никто не отменял, не так ли?
Допустим, вы – владелец завода, взяли в долг миллион долларов, закупили оборудование и стали выпускать продукцию дешевле, чем у конкурентов. Вас что, за это наказать надо?
– Вы немало повидали и выставок, и выставочных центров. Что вас впечатлило в работе зарубежных коллег?
– За границей прежде всего поражает инфраструктура. Выставочный центр в Сингапуре включает сто конференц-залов! Впечатляет уровень проектировки и отношение к архитектуре таких центров, ее высокая эстетическая составляющая. Очень понравилась туристическая выставка в Лондоне. 300 тысяч метров под одной крышей и все настолько грамотно спроектировано, что в России такого не увидишь нигде. Мы отстаем от них на десятилетия.
Огромную роль при этом играет отношение государства к выставочной отрасли. Например, в Германии все выставочные центры – муниципальные. Они строятся не ради прибыли, а для развития региона и престижа страны. Один из таких центров немцам обошелся в 10 тысяч евро за квадратный метр. Это вложение в инфраструктуру, в архитектуру, дизайн, коммуникации. В России этот бизнес отдан в частные руки, поэтому за все время в регионах нашей страны построено всего четыре (!) новых выставочных центра. «ВертолЭкспо» – один из них.
– А какую выставку вы мечтаете провести в Ростове?
– Очень хочется провести качественную автомобильную выставку. Ростов достоин выставки с презентациями, тест-драйвами, шоу... К сожалению, «Автоформула» себя исчерпала. Еще восемь лет назад она «гремела», сейчас – не то. Организатор не справился, и выставка исчезла. Проект надо реанимировать с нуля, но как сделать его интересным автопроизводителям и коммерчески успешным – вопрос. Чтобы ответить на него, в настоящее время мы проводим анализ данной отрасли.