Уголовное дело – еще не повод расставаться с госслужбой или работой в муниципалитете. Прокуратура считает, что серьезный пробел в законодательстве не позволяет органам власти противостоять развитию коррупции. Но менять «удобный» закон никто не спешит.
Поводом для обращения к этой теме стала череда уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников Ростовской области. Не сами дела, правда, а их последствия. Несмотря на то, что никаких реабилитирующих обстоятельств при прекращении дел в отношении подозреваемых выявлено не было, по сути, уличенные в преступлениях люди продолжают состоять на службе у государства.
Прокурор области Валерий Кузнецов припомнил сразу два громких уголовных дела – в отношении сотрудницы мэрии Ростова Людмилы Чернодоли и бывшего председателя РОФОМС Виктора Пузикова. Для обоих конфликт с законом закончился весьма благополучно: в отношении Чернодоли уголовное дело возбуждено не было, поскольку истекли все сроки давности; а Пузиков пошел на сотрудничество со следствием, рассказал кое-что о схемах увода государственных денег, и уголовное дело в отношении него было прекращено.
«Мы уже второй год ведем переписку со следственным комитетом, отменяя их постановления о прекращении уголовного дела в отношении Виктора Пузикова, – рассказал прокурор. – Это никак не мешает ему исполнять функции депутата Законодательного собрания области».
Разумеется, что судов не было, и называть выше указанных персон «преступниками» не имеет права никто. Но государственная служба или работа в муниципалитете – по идее – требует от любого соискателя безупречного послужного списка в виду своей исключительной ответственности. Любой чиновник – лицо государственной власти или законно избранного главы. Что же власти так легкомысленно относятся к вопросам репутационной гигиены?
«Чиновник просто пользуются пробелом в законодательстве, – поясняет глава надзорного ведомства Ростовской области. – Нет закона, который бы запрещал сотрудникам госаппарата или муниципалитетов, в отношении которых были возбуждены уголовные дела, продолжать занимать свои должности. Я говорю о тех случаях, когда уголовные дела прекращались без наличия каких-либо реабилитирующих подозреваемого обстоятельств».
Примечательно, что, например, силовые структуры в этом отношении поступают куда более осмотрительно. Прокурор напомнил о случаях, когда проштрафившегося сотрудника, чтобы не марать честь всей системы, увольняли «задним числом» – от греха подальше. Не всех и не всегда, конечно, но практика такая существует – это очевидно.
Весьма щепетильными в вопросах репутации оказались и донские единороссы. «Мы очень серьезно относимся к членам партии, нарушившим закон, – рассказал 161.ru председатель ростовского регионального отделения партии «Единая Россия» Александр Нечушкин. – Безусловно, если на человека заводится уголовное дело, у него должна быть возможность доказать свою невиновность. Но в отдельных случаях, когда мы видим, что претензии обоснованы, мы прерываем членство в партии». По словам лидера донских единороссов, только в этом году в результате конфликта с законом десятки людей лишились партбилета.
Тем не менее член партии «Единая Россия» Виктор Пузиков продолжает не только состоять в партии, но и остается депутатом. Данными о партийной принадлежности Людмилы Чернодоли редакция 161.ru не располагает, а Александр Нечушки не смог припомнить, рассматривались ли дела о лишении членства в отношении человека с такой фамилией. «Все-таки у нас 54 000 членов партии на Дону и 22 000 официально зарегистрированных сторонников, чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо поднимать массу документов», – пояснил он.
Проблему чистоты рядов муниципальных и госслужащих решать надо на законодательном уровне, убежден Валерий Кузнецов. Но это дело не одного дня, а пока вся моральная ответственность должна быть возложена на их начальников. «Все это остается на совести руководителей, которые берут таких сотрудников на работу и даже повышают их в должности, – говорит глава ведомства, которое попыталось через суд добиться отстранения от должности Людмилы Чернодоли, уличенной в причастности к коррупционным схемам. – Думаю, руководители в данном случае действуют согласно поговорке «За одного битого двух небитых дают». Прошедшие уголовное преследование сотрудники все-таки уже были «опробованы в деле».
Депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Михаил Емельянов считает, что озвученная проблема лежит в плоскости морали, а не закона, и напоминает: пока не доказано обратное, человека нельзя считать виновным. «Но, с другой стороны, если есть сомнения в добросовестности сотрудника, то в ход должны быть запущены этические нормы, – говорит депутат. – В советское время в Трудовом кодексе была такая категория «утрата доверия». С такой формулировкой запросто увольняли, особенно из рядов работников торговли. Думаю, настало время вводить такую норму».