Renault Logan – один из самых доступных автомобилей России. Раллийный Renault Logan Cup – без преувеличения, самый доступный спорткар для профессионального ралли. Прошедший обкатку новый гоночный Logan стоит всего 450 тысяч рублей. Кто меньше?
Дело даже не в этом. Сама серия Renault ELF Logan Cup Rally построена на тех же принципах экономической эффективности, что и автомобиль-донор. Расходы участников минимизированы, а призы за успешные выступления, наоборот, беспрецедентно велики для российского ралли. Какие именно? Сейчас узнаем.
В гоночной серии Renault ELF Logan Cup Rally дебютировали наши земляки: раллисты Алексей Игнатов и его штурман Ярослав Федоров. Разговор получился весьма интересным, поскольку противоречие заложено в самой теме – бюджетный ралликар...
– Парни, как такое вообще возможно?
Алексей Игнатов: Просто организаторы придерживаются принципов разумной достаточности. Чем этот Logan отличается от стандартного? Только минимальными переделками, большая часть из которых касается безопасности и удобства в гонках. Здесь есть каркас безопасности, спортивный руль, спортивные сиденья, система пожаротушения, иные пружины и амортизаторы, другой ряд передаточных чисел, разумеется, спортивные шины. Другими словами, это практически стандартный Renault Logan, адаптированный к гонкам именно в тех областях, где это действительно нужно. К примеру, удобный руль, каркас и сиденья-ковши – это тот минимум, с которого должна начинаться постройка любого спортивного автомобиля. Мощность мотора, в отличие от расхожего мнения – далеко не самое важное. К примеру, у этого Logan мотор не просто стандартный, но еще и самый базовый, 87-сильный (8-клапанная версия). И это абсолютно логичное решение, потому что такой мотор имеет большой ресурс. Если форсированный гоночный движок рассчитан на несколько гонок, то на этом двигателе можно тренироваться и гонять фактически без ограничений. Такой мотор не нагружает трансмиссию и шины, поэтому их ресурс также очень велик. Получается, добавь двигателю 20-30 лошадей, и машина станет ощутимо дороже – придется усиливать трансмиссию, подвеску, снизится ресурс шин – при этом с точки зрения гонок ситуация радикально не изменится. Поэтому концепция Renault Logan Cup кажется мне абсолютно целесообразной.
Ярослав Федоров: О серии мы узнали буквально случайно из форумов, где «большие мастера автоспорта», тренирующиеся за клавиатурой, утопили ее в скепсисе. Но мы с Лёхой посмотрели на ситуацию практически: это серия с высокой конкуренцией, на одинаковых машинах (то есть, мастерство экипажа становится решающим фактором), проводится на этапах Кубка и Чемпионата России и при этом не требует больших затрат. То есть для спортсменов, которые хотят не просто пустить пыль в глаза, а полноценно завить о себе, – это прекрасная и не слишком дорогая возможность. Гонки Renault Logan Cup проводятся в рамках этапов Кубка России, финал совмещен с этапом чемпионата России, так что со спортивной точки зрения – это полноценные профессиональные ралли. Есть два фактора, которые добавляют азарта именно нам. Во-первых, поскольку мы пропустили первые две гонки сезона, чтобы стать обладателям Кубка, нам желательно выиграть все оставшиеся этапы. Во-вторых, в серии Logan Cup участвуют сильные раллисты, в частности, наш старый соперник Алексей Ковальчук.
Кстати, свой дебютный этап в серии Logan Cup в Асбесте челябинский экипаж выиграл, за что отдельное спасибо – официальному дилеру Renault в Челябинске ООО «Сатурн 2». Именно «сатурновцы» позволили экипажу Игнатова/Федорова оперативно организовать выезд на первую для них гонку.
Ярослав Федоров продолжает: Очень приятно, что в России появилась гоночная серия с хорошими призами: за первое место мы получили 70 тысяч рублей «живыми» деньгами, и 30 тысяч рублей в виде сертификата на техническое обслуживание автомобиля Renault. Это позволяет существенно снизить финансовое бремя на успешные экипажи, причем призовых мест в серии – 10. Мотивация к победе очень высока.
– Renault Logan не ассоциируется с драйверским автомобилем, а ваш «болид» – почти стандартный. Как он едет?
А.И.: Небольшая мощность мотора делает его небыстрым по раллийным меркам – на прямых скорость едва достигает 140 км/час. На этих отрезках на раллийной «восьмерке» мы едем примерно 180 км/час. Logan очень хорошо замедляется: тормоза настроены отлично, и он быстро гасит скорость в заносе. Однако на разгон тратятся лишние секунды, поэтому секрет быстрой езды на «Логане» – как можно меньше тормозить. Гоняться на нем интересно, потому что он требователен к выбору траектории. На нем лучше ехать скорее в кольцевом стиле, максимально используя ширину трассы и избегая сильных заносов. При этом малая мощность не позволяет исправлять ошибки в повороте: скажем, если на «восьмерке» я чувствую, что не попадаю в поворот, то просто «ломаю» траекторию и потом вытаскиваю машину из заноса «газом». В случае с Logan такой трюк не пройдет, и подобная ошибка приведет к заметной потере времени. Все это заставляет ехать очень чисто, заранее выстраивая идеальную траекторию. В этом смысле Logan Cup – великолепная школа для новичков, потому что сразу «ставит» технику пилотажа. Часто бывает, что спортсмен садится на мощную машину и не может понять, почему «сливает» конкурентам по секунде с километра, хотя едет «на бровях».
Дело в азах, в неумении увидеть поворот, найти правильную траекторию в связке. Но поскольку мощная машина позволяет исправлять многие ошибки за счет тяги двигателя или полного привода (если полноприводная) спортсмен не чувствует их. Он едет «красиво» для зрителя, поднимая много пыли, но по чистой скорости проигрывает соперникам. В Renault Logan Cup все погрешности более очевидны, так что любой конкурентоспособный пилот научится ехать правильно в любом случае.
– А для тебя после куда более мощных машин не скучно «постигать азы»?
– Напротив, впервые за долгое время мне пришлось ехать гонку с полной концентрацией. Я даже сам не ожидал, что серия окажется настолько требовательной к пилоту. К примеру, на мощной машине многое можно отыграть на прямиках, где соперники, бывает, боятся ехать «на все деньги». Но в Logan Cup машины одинаковые, поэтому выигрыш идет в поворотах. Ты отыгрываешь в каждой связке доли секунды, но одна небольшая помарка может строить тебе сразу нескольких секунд, поэтому приходится ехать на пределе в полном смысле слова.
Я.Ф.: В Logan Cup все машины абсолютно одинаковы, поэтому конкуренция очень высока, и здесь нет возможности победить за счет технического превосходства. Поменялась и работу штурмана: с одной стороны, упал темп чтения стенограммы, но с другой, и составлять ее приходится по-другому и более точно. По ходу гонки мы несколько раз корректировали стенограмму прямо на ходу, потому что многие повороты потребовали еще более тщательного подхода, чем казалось при ознакомлении с трассой. К тому же надежность автомобилей уменьшает число «механических» сходов у соперников, и много машин добирается до финиша. Есть правда один нюанс – это масса экипажа. При небольшой мощности двигателя даже вес пилота и штурмана начинают играть значение, и в этом смысле мы с Алексеем очень конкурентоспособны – на двоих весим меньше иных пилотов. (Смеется.)
А.И.: Кстати, я много ездил на Logan и раньше, используя его для ознакомления с трассами во время выступлений в чемпионате России. Еще тогда меня поражало, насколько уверенно он идет по грунту – подвеска очень энергоемкая и длинноходная. Раллийный Logan чуть жестче, но сохранил присущую модели уверенность на плохих дорогах. Единственно, за счет высокого центра масс нужно быть осторожнее с кренами – «сделать уши» (перевернуться) на нем несложно.
При ошибке в повороте можно потерять время, но при этом риск вылететь с трассы на Logan весьма невелик – за счет хороших тормозов и предсказуемой управляемости, машина позволяет избежать последствий. Заносы развиваются плавно, правда, за счет тяжелой «кормы», получаются затяжными. Однако если сравнивать с короткобазными хетчами, вроде Citroen C2, которые ведут себя очень нервно, Logan – автомобиль очень стабильный и лояльный к водителю. Чтобы «убраться» на нем по-хорошему, нужно просто задаться целью.
За счет более сбалансированной развесовки, чем у хетча, Logan хорошо прыгает (не клюет носом), хотя переоценивать его «летные качества» не надо. В Асбесте был трамплин с очень неудобным профилем, где мы намеренно сбросили скорость, однако несколько участников переднеприводного зачета «разложили» там свои машины.
Вообще, серия Logan Cup получилась очень честной, в том смысле, что гонки проводятся на практически стандартных автомобилях. Тут нет маркетинга, когда под внешностью, напоминающей дорожный автомобиль, скрывается гоночный прототип ценой миллион долларов. Повадки спортивного Logan, по большому счету, повторяют характер серийной машины. Для новичков также очень важно, что спортивный Logan достаточно комфортен...
– В каком смысле комфортен?
– Тем, кто не ездил на гоночных машинах, наверное, трудно понять, но когда первый раз оказываешься в раллийном автомобиле группы N и тем более группы A, контраст с обычными машинами просто не дает сосредоточиться на пилотаже. Ты отвлекаешься на грохот из-под днища, лязги, рев мотора, вой трансмиссии, жесткие удары, вибрации, «сквозняки» в салоне. Logan позволяет не обращать внимания на эти «прелести», и для первых боевых заездов это очень важно.
Я.Ф.: Я бы также поблагодарил организаторов серии и компанию Renault за комфортные условия вне автомобиля: такие вопросы, как еда, проживание, информационное обеспечение пусть не имеют прямого отношения к гонкам, но в случае плохой организации заметно сказываются на настроении участников.
– Вы выиграли первую гонку, расстроив старожилов серии. Уже настраиваетесь на победу в Кубке?
Я.Ф.: Наша цель, естественно, победа в Кубке, и главный приз – выступление на Rally du Var на гоночном Renault. Однако мы настраиваемся на сложную борьбу. Ни о каком шапкозакидательстве речи не идет, и даже первая гонка показала, насколько близкие результаты в кубке Logan Cup. Серия зародилась в 2009 году, и есть пилоты, которые проводят на «Логанах» третий сезон. Они знают автомобиль до нюансов, знают трассы, поэтому «съедят» нас при малейшей ошибке. Более того, трасса в Асбесте была нам хорошо знакома, но впереди дальние выезды, так что борьба будет сложной.
А.И.: Я сам удивился, когда увидел, насколько близко соперники были от нас на некоторых спецучастках, и чтобы выиграть, нам пришлось ехать близко к пределу. Это очень конкурентный Кубок, и мы рады, что крупный автопроизводитель так основательно подошел к делу: получилась полноценная гоночная категория, которая привлекает как новичков, так и опытных спортсменов.
– Ну что ж, удачи!
Календарь серии Renault ELF Logan Cup Rally (оставшиеся гонки)
Известные спортсмены, участники серии Renault ELF Logan Cup Rally:
Владимир Кабанов – мастер спорта, бронзовый и двухкратный серебряный призер чемпионата России по ралли;
Тимур Садрединов – мастер спорта международного класса, неоднократный победитель этапов чемпионата и Кубка России по кольцевым гонкам, серебряный призер Кубка Европы по автогонкам в классе Туринг, неоднократный призер этапов европейского Суперкубка Seat Leon, 2-кратный победитель «Гонки звезд «За рулем»;
Михаил Скрипников – мастер спорта, победитель Renault Logan Cup 2008 и 2009, участник «Гонки звезд «За Рулем» 2009 и 2010, финалист 2009. Победитель «Новороссийск ралли Россия» 2008 в зачете №2;
Геннадий Брославский – бронзовый призер «Формулы Русь» 2002 года, чемпион России по классическому ралли 2004 года;
Алексей Игнатов – чемпион России по ралли 2008 года в категории №2, многократный победитель гонок чемпионата и Кубка России по ралли.
Алексей Игнатов и Ярослав Федоров являются руководителями Школы водительского мастерства (подробная информация о школе по телефону: (351) 233-94-90).
Фото: Фото предоставлено Rs Auto, видео предоставлено Sport Media Group