Эти автомобили, объехавшие полмира, работают на смеси водорода и кислорода. Они абсолютно бесшумны и вместо выхлопных газов выделяют обычную воду. Расход топлива составляет 1 кг на 100 км, причем величина взята из практики. По России прошел маршрут мирового автопробега Mercedes-Benz F-Cell World Drive.
Пробег стартовал в Штутгарте в конце января. Три зелёных экологически чистых автомобиля В-класса, оснащенные двигателями на топливных элементах, начали путешествие с Франции, Испании, Португалии. Затем, переправившись на самолётах на североамериканский континент, проехали около 7500 км вдоль Мексиканского залива до Лос-Анджелеса, затем на север до Ванкувера. Следующий этап пробега прошёл по Австралии. На евразийском континенте автомобили побывали в Китае и Казахстане, откуда и прибыли в Россию.
Представители редакции не могли упустить возможности увидеть автомобили и участников мирового пробега. Корреспондент отправился на встречу с немецкими гостями, которая началась с поездки на эксклюзивном автомобиле, оставившем позади уже более 20 000 км по всему миру. Водитель-немец попросил пристегнуть ремни безопасности...
Комфорт, плавность хода, приёмистость – всё то, что присуще В-классу, прослеживается и в этой машине. Отметим также, что электродвигатель мощностью 136 л. с. бесшумно и очень плавно набирает обороты благодаря системе энергосбережения. Такой электродвигатель идентичен по мощности двухлитровому бензиновому ДВС.
Гибрид работает исключительно на водороде, используя для получения энергии также кислород из воздуха. Электрохимический генератор, называемый также блоком топливных элементов, проводит реакцию соединения газов с помощью катализаторов – платины и углерода. В результате образуется электричество и водяной пар, который через специальное сопло выводится прямо на дорогу. Таким образом, достигается полная гармония с окружающей средой, что является одним из козырей технологии.
На центральной панели установлен жидкокристаллический дисплей, наглядно демонстрирующий процессы, происходящие под капотом гибрида: работа водородного источника питания, генерирование энергии, зарядка компактного литий-ионного аккумулятора, передача энергии на электродвигатель. Система автоматизирована и периодически некоторые составляющие цепочки отключаются. К примеру, когда аккумулятор полностью заряжен, водородный двигатель временно перестаёт работать.
При торможении электродвигатель преобразует кинетическую энергию движущегося автомобиля в электрическую, которая запасается в аккумуляторе.
Три эксклюзивных электромобиля Mercedes-Benz не путешествуют в одиночку. Автопробег гибридов обслуживают ещё порядка 15 машин, а также три фуры. В двух находится всё необходимое снаряжение, расходные запчасти для всех автомобилей, третья заполнена стеками баллонов с водородом. Поэтому приезд немцев сопровождали два пожарных расчёта. Сотрудники МЧС были приглашены больше для порядка, так как опасный груз в виде фуры с водородом у самих немцев никаких опасений не вызывал. Забавно было наблюдать, как участников автопробега очень заинтересовала пожарная машина. Немцы с интересом осматривали подкапотное пространство и кабину «Урала» и фотографировались возле него на память.
На первый вопрос – о дорогах – участники автопробега покачали головами и стали активно жестикулировать, рассказывая о «латках» и дырах на дорожном полотне, ставших сюрпризом для подвески высокотехнологичных автомобилей. Хотя в целом, по словам немцев, пока всё проходит нормально, с учётом того, что за каждый день пробега машины проходят около 600 км.
На вопрос, не находят ли специалисты компании Mercedes-Benz опасным транспортировать фуру с водородом по российским дорогам, участники пробега дружно рассмеялись. «О да, на российских дорогах мы рискуем!» – ответили немцы.
Презентация технологий и инженерного превосходства Mercedes – главная цель пробега, в том числе и по нашей стране. Турне должно показать, что использование такого рода автомобилей должно стать повседневным. Учитывая, что мировые запасы нефти не бесконечны, немецкие инженеры призывают оценить возможность использования альтернативного топлива.
Уже в этом году должны открыться девять водородных заправок по Германии, причём одна станция в Берлине уже функционирует. В основу получения газа немцы положили простейшую химическую реакцию. Водород получают прямо на территории заправочного комплекса путём электролиза, а электричество для процесса дают ветряные генераторы. Стоимость одного бака составляет примерно 30 евро.
Немцы обратили наше внимание на то, что водород, который уже получен в химической промышленности и научных центрах, является побочным продуктом производства и не используется человеком в повседневных целях. Тем не менее, по их прогнозам, к 2050 году этот газ будет обеспечивать 23-40% энергопотребления на транспорте. Развитие потребительской сети требует тесного взаимодействия между разными отраслями промышленности. Сейчас в Европе над этим работают такие энергетические гиганты как Shell, Statoil и Vattenfall. Водородные заправочные станции в скором времени появятся также в Италии.
Тем временем подъехала третья машина пробега, и начался процесс заправки, в котором помог разобраться специалист компании Mercedes-Benz Михаэль Штефан.
Центральные авто сопровождают, кроме фуры с водородом, мобильные заправочные станции на базе микроавтобусов Mercedes-Benz и мощные дизель-генераторные установки (ДГУ), работающие не громче пылесоса, с характерным для дизеля стрекотанием. Их возят на буксире в специальных фургонах. ДГУ подают энергию к заправочным станциям, которые, снижая давление в десять раз, перекачивают водород из фуры в гибриды.
Сами немцы называют эту станцию «Линда» (Linde). Внутри она оборудована большой поршневой помпой. Во время её работы микроавтобус «подпрыгивает», что смотрится довольно забавно.
Процесс заправки автономен и может происходить хоть в чистом поле. По словам Михаэля Штефана, он занимает порядка 20 минут для каждой машины.
Заправка авто на стационарной станции составляет три минуты. На таких станциях участники пробега заправляли гибриды в родной Германии и в Калифорнии, США. В отличие от России, где нет ни одной водородной заправки, за океаном уже функционирует целая сеть подобных станций. Процесс заполнения баков топливом ничем не отличается от заправки обычных авто. Соединение рукава, подающего газ, и горловины бака абсолютно герметично.
Как сообщил Михаэль Штефан, полного бака хватает на 400 км, а расход составляет примерно 1 кг топлива на 100 км пути. Водород запасается в трёх установленных в автомобиле баках под давлением в 700 бар. Максимальная вместимость – чуть менее 4 кг газообразного топлива. Баки герметичны и, располагаясь внутри многослойной конструкции днища кузова, надёжно защищены от внешних воздействий. По словам немцев, перед пробегом гибриды прошли около 30 краш-тестов. При испытаниях не было ни одного случая разгерметизации баков.
Пока происходила заправка, немцы осматривали тормозные системы машин, заботливо протирали стёкла и фары, а также рассказали нам о ДТП, произошедшем с ними в Казахстане. В машину пробега с №3 врезался автомобиль «Лада», замяв левую заднюю дверь и крыло гибрида. По словам участников турне, автомобиль виновника происшествия практически не пострадал.
После турне по территории нашей страны участники Mercedes-Benz F-Cell World Drive проедут по Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании и вернутся в Германию, где пробег финиширует в начале июня в Штутгарте.
Напомним, серийно выпущено уже 200 подобных автомобилей, которые в начале следующего года обретут своих владельцев в Европе и США. В ходе встречи немцы сообщили нам, что заявок на приобретение машин из России пока не поступало.
Константин ГАПОН
Фото: Фото компании «УралАвтоХаус