Сегодня его ЖЖ атакуют ростовчане, в надежде узнать, из-за чего разгорелся
сыр-бор в местном ТЮЗе. В книжном пьесы «Пребиотики» не найти, книгоиздатели считают, что она уж слишком проста для восприятия, без головоломок, которые так любят истинные книгочеи. Потому гуляет пьеса по Интернету с ведома автора, а сам автор сейчас – в центре скандала. Московские журналисты, читавшие в «Пребиотиках» о похождениях Путина, Медведева, Лужкова и прочих представителей отечественного политического истеблишмента, узнав, что ростовчане решили взять «неполиткорректную» пьесу, удивились этой смелости и тут же растрезвонили о сюрпризе на всю Россию. После этого и.о. режиссера ростовского ТЮЗа Александр Близнюк снял читку с программы «Ростовских чтений», чем придал скандалу новый виток. 161.ru поинтересовался у автора пьесы, современного драматурга, в прошлом – политтехнолога, Владимира Голышева, что он думает о произошедшем и не только об этом.
Владимир Голышев родился в Сочи в 1971 году.
Закончил Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова и Свято-Тихоновский богословский институт. Работал в церкви псаломщиком. Был ответственным секретарем газеты «Завтра». Работал в «Фонде эффективной политики» Глеба Павловского и «Русском журнале». Написал в соавторстве со Станиславом Белковским книгу «Бизнес Владимира Путина» («Ультра-Культура», 2006 год). Создатель и главный редактор сайта Назлобу.Ру. В качестве публициста сотрудничал со многими интернет-сайтами и печатными изданиями. Лауреат премии «Правый взгляд-2005» в номинации «Аналитика».
В 2008 году свернул деятельность на политическом поле и занялся драматургией. Широко известен интернет-сообществу, как популярный блогер (golishev).
Литературный дебют – пьеса «Барнаульский натариз» – стала финалистом конкурса Премьера.txt. Прошедшей зимой в Центре им. Мейерхольда в Москве состоялась ее читка (реж. А. Румянцев).
Пьесы «Пребиотики» и «Ярмонка» были написаны в феврале-марте этого года. В данный момент они участвуют сразу в нескольких драматургических конкурсах. «Пребиотики» также стали финалистом конкурса «Нонконформизм-2011».
В Ростове-на Дону постоянно проживает с 2006 года.
– Как Вы узнали о том, что «Пребиотики» намерены поставить в ростовском ТЮЗе?
– Ростовский ТЮЗ предоставил свою сцену для проведения фестиваля современной драматургии «Ростовские чтения». Ко мне обратились организаторы с предложением устроить читку моих «Пребиотиков» в рамках фестиваля. Я согласился. Почему бы и нет? Единственное, что смутило – выбор пьесы. Я бы предложил другую. Впрочем, читка – это событие разовое, камерное. В репертуар ТЮЗа ее, разумеется, ее никто не собирался брать. Я вообще с трудом себе представляю театр, который на это способен решиться. По одной простой причине: все они живут за счет государства. Моя пьеса для них равносильна суициду.
– Вы изучали юридическую подоплеку использования образов действующих политиков в своем произведении, прежде чем сделать героями произведения Путина и Медведева? (пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков заявил, что в пресс-службе премьера намерены разобраться с сюжетом нового произведения и проверить, законно ли используется образ Владимира Путина. – Прим автора).
– Само использование образов действующих политиков в литературном произведении законодательством никак не регламентировано. Закон лишь ограничивает несанкционированное использование «изображения человека». Есть целая библиотека литературы в разных жанрах, в которой присутствует тот же Путин и некоторые представители его окружения. Скажем, роман Сергея Доренко «2008», главный герой которого рассматривает возможность ампутировать себе яички, чтобы продлить срок жизни, а потом «безо всякого удовольствия» совокупляется с проституткой, представляя на ее месте маленького японского мальчика. Драматурги тоже использовали образ нынешнего премьера «и в хвост, и в гриву». В Италии ставили пьесу «Двухглавый аноним», в которой мозг Путина пересаживают Сильвио Берлускони. В Германии в пьесе «День рожденья Путина» главный герой обнимает мертвое тело Анны Политковской и шепчет ей на ухо нежные слова. На этом фоне моя тонкая, местами лиричная пьеса, основанная на реальных событиях сентября прошлого года – образец такта и деликатности. Думаю, Пескова подвело отсутствие у него юридического образования. Если бы пресс-секретарь проконсультировался по этому вопросу со своим начальником, он и не заикнулся бы ни о каких проверках.
– Почему Путин, Медведев, патриарх Кирилл и почему именно в период отставки Лужкова?
– А появились «Пребиотики» при следующих обстоятельствах. Накануне отставки Лужкова мой друг Эрих Лобах посоветовал мне написать про Путина пьесу. Я наотрез отказался. Преемник Фрадкова и Зубкова мне представлялся тогда фигурой тусклой и неинтересной. Но когда в торфяном дыму лета прошлого года закрутилась интрига вокруг Лужкова, я присмотрелся к поведению Путина и разглядел в ней контуры захватывающего сюжета. Можно сказать, что я впервые взглянул на Путина «глазами Шекспира» и с удивлением обнаружил в нем черты безумного принца Гамлета, Ричарда Третьего, короля Лира и даже Мальволио. Родившийся в моем воображении «шекспировский Путин» запросился на бумагу. В конце февраля я пьесу закончил.
– Чем вы объясняете невероятную популярность «Пребиотиков» среди читателей?
– Я считал и считаю, что написал очень хорошее литературное произведение. Это настоящая драматургия с живыми характерными персонажами, захватывающим сюжетом. Главный герой у меня переживает глубокую метаморфозу, страдает сам и заставляет страдать других. Достоверность героев во многом обеспечивается тем, что я очень хорошо изучил их медиа-образы, а мои читатели вольно или невольно смотрят телевизор. Я не удивлен, что им пьеса нравится. И очень рад, что «ростовский скандал», спровоцированный Песковым и руководителем ростовского ТЮЗа Близнюком, привлек к моей пьесе новых читателей. Хочу лишь предостеречь: не верьте тем, кто называет «Пребиотики» «сатирой», «перфомансом» или «провокацией». Это художественное произведение, предназначенное для чтения, постановки, экранизации, а не для каких-то сиюминутных «пиаровских» целей.
– Не совсем приличный вопрос, но оправданный: вы уже получили материальную выгоду от использования образов Путина и Медведева, и сколько это в деньгах?
– Насчет корысти могу процитировать Маяковского: «Мне ни рубля не накопили строчки». Пока. Считаю такую ситуацию ненормальной. У меня семья – любимая жена и пятилетняя дочь. Я несколько лет назад оставил весьма высокооплачиваемую работу на ниве политтехнологий и политической публицистики, чтобы стать драматургом. Вроде бы, стал. Теперь самое время собирать урожай.
– Кому из современных режиссеров вы бы доверили своих «Пребиотиков»? Почему?
– Насчет возможности постановки или экранизации «Пребиотиков» у меня нет никаких специальных требований или пожеланий. Пусть их любой адекватный человек берет и дерзает. Лишь бы не переписывал текст и не увлекался «картинкой». Уверен, что мои главные союзники – актеры. Я написал для них, как минимум, четыре «роли-подарка» и несколько интересных ролей второго плана. Есть несколько вариантов кастинга. Но если бы я не был ограничен в бюджете, то роль Путина я бы предложил священнику Иоанну Охлобыстину, Суркова – Даниилу Белых, Медведева – Игорю Стаму, а на роль Олега Кашина пригласил бы его самого.
– Если ростовчане передумают – дадите «добро» ставить «Пребиотики» в донской столице?
– Что касается ТЮЗа – то это мой любимый ростовский театр. Мы каждый год ходим туда с дочкой на елку. Спектакли всегда очень хорошие. Отменная сценография, талантливые актеры. Жаль, обязанности директора там исполняет какой-то совсем не театральный человек. Но пример Юрия Лужкова показывает, что вечных начальников не бывает.